Простой наличник для окна своими руками

Деревянные резные наличники на окна своими руками

Для зданий из бревенчатого сруба резные наличники просто напрашиваются для оформления оконных проёмов. Их самостоятельное изготовление — вовсе не прихоть или попытка сэкономить, ведь действительно хороших мастеров резьбы по дереву сейчас очень немного.

Необходимый минимум инструмента

Изготовление наличников, в отличие от художественной резьбы по дереву, подразумевает многократное выполнение однотипных операций, в результате чего получается достаточно примитивный повторяющийся узор. Поэтому большинство работы выполняется электрическим инструментом: так не только увеличивается скорость обработки, но и достигается равномерное её качество на разных участках.

1 — электролобзик; 2 — дрель; 3 — ленточная шлифмашина; 4 — вибрационная шлифмашина; 5 — ручной фрезер

Основная работа выполняется лобзиком и дрелью. Инструмент должен быть надёжный и качественный, способный долгое время находиться в непрерывном пользовании. Для зачистки и шлифовки изделий лучше пользоваться электрической шлифмашиной, хотя бы простейшей ленточной. Быстрая финишная доработка рельефа возможна с использованием машинок вибрационного типа.

Если вы намерены придать дополнительные мелкие детали граням своего изделия, вам не обойтись без фрезера.

Набор резцов по дереву

Как выбрать древесину

Для наличников наилучшим образом подходят твёрдые породы древесины: дуб, берёза, ясень, клён, ольха. Поскольку толщина готового изделия относительно небольшая (30–45 мм), твёрдые породы будут меньше подвержены гниению и рассыханию, стало быть, дольше сохранят свой внешний вид.

Если резные наличники вы планируете украсить плоско-рельефными элементами со множеством мелких деталей, следует отдать предпочтение более мягким породам с мелким рисунком текстуры. Подойдут липа, тополь, осина, орех и ель.

Древесина для наличников должна быть отборной и, желательно, камерной сушки, влажностью не выше 12%. Не допускается наличие следов коробления или других выраженных пороков, крупных сучьев. В идеале следует сразу заказывать калиброванные доски с шириной 100–150 мм и толщиной 30–40 мм.

Длина заготовок должна быть достаточной, чтобы целиком перекрыть оконный проём по горизонтали и вертикали с напуском в каждую сторону на 1,5 ширины доски. Важно, чтобы вы изначально посчитали количество необходимых заготовок и, помимо них, приобрели ещё несколько досок самой дешёвой породы для тренировки и отработки навыка резьбы.

Изготовление шаблонов и трафаретов

Практически любая резьба по дереву начинается с нанесения на заготовку рисунка по заранее изготовленному шаблону или трафарету. Схем резьбы в сети предостаточно, основная сложность сводится к перенесению линий на деталь в точности и без искажений. Сразу предупредим: не гонитесь за высокой сложностью рисунка. Набор даже самых примитивных элементов в правильной последовательности и с грамотно подобранными отступами берёт своей скромностью и качеством обработки.

Шаблоны верхней и нижней планок наличника на окно

Пример шаблона орнамента наличника

Первый вариант нанесения разметки — изготовление небольшого лекала из пластика или твёрдого листового материала, на котором нанесён одиночный элемент повторяющегося узора. Такой шаблон последовательно прикладывается к заготовке и обводится карандашом.

Также возможно изготовление цельного шаблона. Нужно взять полосу бумаги соответствующей ширины, сложить её гармошкой несколько раз, а затем вырезать узор по принципу ёлочной гирлянды. Полученную ленту нужно наклеить на картон или ЛМДФ, а затем вырезать нужные фигуры. Такой метод приветствуется при значительном объёме работ.

Полученный трафарет впоследствии просто накладывается на доску и обводится мягким карандашом. В идеале должны остаться насыщенные, но точные линии реза и границы дальнейшей обработки. Размечая детали, нужно учитывать и схему расположения узора, чтобы наличники образовывали цельный и завершённый контур, а повторяющийся узор не прерывался невпопад.

Выборка сквозных отверстий

Первым делом проводится подрезка краёв заготовки и выборка отверстий по центру. С краями всё просто: вырезаем лишнее лобзиком, отступая от линии разметки 1–1,5 мм наружу для последующей обработки. Для вырезания фигур по центру плоскости сверлим деталь у самой линии каждого выреза, затем выбираем внутренний контур лобзиком.

Для изготовления крупных отверстий разумно использовать корончатые сверла. В таком случае необходимо размечать на шаблоне не контуры, а центры окружностей, в которые будет установлено центрирующее сверло коронки. Похожий приём может применяться также и при изготовлении овальных отверстий или элементов с малыми радиусами скругления: сложный изгиб сверлится соответствующим радиусом, а всё остальное вырезается лобзиком.

Когда лишние части заготовки выпилены, обрезные края нужно тщательно обработать рашпилем, а затем наждачной бумагой. Рекомендуется использовать бруски квадратного, круглого и скруглённого профилей, на которые набита наждачная бумага. Так вы с меньшей вероятностью «обвалите» края и сможете получить прямые углы на каждой кромке.

Прямоугольные рёбра смотрятся довольно грубо, поэтому их сглаживают фасками и спусками разного профиля. Самый простой способ разнообразить изделие — пройтись по внешнему и внутренним контурам наличника фигурной фрезой. Но возможны и варианты ручной обработки:

  • для снятия фаски пройдитесь по прямым граням стружком, сохраняя угол наклона рукоятки к детали постоянным;
  • полукруглый выпуклый спуск можно также выполнить стружком, меняя наклон лезвия, либо использовать для этого вогнутый резец;
  • вогнутое полукруглое сопряжение выполняется стамеской или резаком со скруглённой кромкой. Такие элементы нужно вырезать поэтапно, удаляя мелкую стружку слой за слоем и тщательно контролируя заглубление инструмента и наклон рукоятки;
  • если спуск имеет профиль сложной формы с несколькими выпуклыми, вогнутыми и прямыми элементами, этот профиль делится на несколько этапов и вырезается в строгой последовательности, начиная с самой широкой внешней части и заканчивая самым глубоким и мелким ярусом.

Глухая резьба: наносим рельеф

Когда вы закончили с приданием формы, было бы неплохо разнообразить оставшиеся плоские элементы простым орнаментом или растительными узорами. Вот простейшие приёмы работы:

  1. Канавка (ветвь, борозда) изготавливается узкой стамеской или резцом с квадратной, треугольной или вогнутой формой лезвия. Резьба ведётся строго по линии, рельеф выбирается мелкой стружкой и затем шлифуется.
  2. Лист — несколько мелких канавок, имитирующих прожилки, подрезанные дисковым ножом. От центра между прожилками к каждой из них выполняются мелкие зарубки полукруглой стамеской, имитирующие тело листа, затем тонким резцом наводится внешний контур.
  3. Прилегающие ко спуску плоские участки можно разнообразить глухой резьбой мелкого орнамента. Например, прорезать две борозды от края, образующие с ним треугольник, а в центре пробить просечкой звёздочку.

Обработка древесины и установка наличников

За счёт резных элементов деревянное изделие имеет большую форму поверхности, за счёт чего сильнее подвергается старению. Поэтому древесину следует специальным образом обработать.

Прежде всего, резные изделия для размещения на фасаде следует вымочить в антисептическом составе в течение 5–8 часов, для чего можно выкопать в грунте небольшую траншею и вложить туда полиэтиленовую плёнку для временного обустройства ванны. После вымачивания детали несколько дней сушат сложенными в штабель с подкладками через 30–40 см.

Когда древесина высохла, её нужно тщательно ошкурить, добиваясь гладкости и окончательно устраняя все следы распила и резьбы. Защитный состав выбирается в соответствии с типом фасадной отделки, это может быть как алкидная эмаль, так и полиуретановый лак, тонирующий или прозрачный.

Наконец, для правильной установки наличников оконный проём следует обрамить плоской рейкой толщиной в 10–15 мм и такой ширины, чтобы её внешний край не был виден сквозь резной узор по контуру наличника. Цель этой планки — устранить оставшиеся неровности стены и обеспечить надёжную основу для закрепления резного элемента. Часто эту рейку окрашивают в цвет, контрастирующий с покрытием самого наличника для большей выразительности узора.

Наличники могут крепиться с прямой и косой подрезкой, что зависит от типа и плотности узора. Косая подрезка выполняется с запилом каждой стороны под 45°, при этом линия реза должна проходить через идентичные участки рисунка и не пересекать вырезанные внутри фигуры.

При прямой подрезке горизонтальный элемент располагается между двумя вертикальными. Их верхний край должен быть на 1–2 см выше перекладины, если обрезной торец прямой. Также возможно изготовление на краю резьбы по общей схеме, если в процессе изготовления провести примерку и точную подгонку наличников. Само же крепление наличников элементарное — для него используют обычные ершёные гвозди без шляпки. Важно только, чтобы гвоздь прошивал наличник и планку, выступая не менее 5 мм с изнанки.

Источник

Наличники на окна своими руками деревянные, резные – виды и способы изготовления

Поставить наличники на окна своими руками – самый простой и дешевый способ придать наружному виду дома индивидуальность и выразить его характер, доживший с древности до наших дней, см. рис. В старину неграмотный пришлый, ориентируясь по наличникам, мог найти жилище нужного мастера, специалиста, чиновника, присутственное или злачное место. В наше время функции наличников на окнах преимущественно декоративные, но узоры на них не потеряли своего значения, см. далее.

Дома с наличниками на окнах

История

Наличники на окнах жилищ народов, практиковавших массовое деревянное зодчество, появились одновременно с окнами, «застекленными» рыбьим пузырем и слюдой. Первоначально их назначение было сугубо функциональным: прикрыть утеплитель и ветроизоляцию – конопать – в щели между оконницей и срубом.

Наличники с сакральным узорами впервые отмечены у древних кельтов, но подлинный расцвет искусства создания резных наличников связан с объединением возрождающейся Руси под началом Москвы и свержением монгольского ига; мастера России в резьбе по дереву не знали себе равных. Большевики записали наличники в пережитки мещанства и объявили им войну на уничтожение, но в настоящее время художественно оформленные оконные наличники переживают второе рождение.

Эта статья предназначена по мере возможности удовлетворить читательский спрос на то, как сделать красивые наличники на окна своими руками, как придать им художественную выразительность и установить на место.

Конструкция

Виды конструктивного исполнения оконных наличников показаны на фото. Накладные наличники (поз. 1) крепятся к стене; вставные, или коробчатые (поз. 2) – к откосам оконного проема окон (так лучше) или в раме окна (хуже). Накладные наличники ставят на окна заподлицо со стеной; вставные – на окна в нишах.

Конструкции оконных наличников

По возможностям изоляции и защиты утеплителя окна наличники делятся на обрамление (поз. 3) и портал, поз. 5. Наличник-портал часто дополняется козырьком. Наличник-обрамление практически не защищает оконный утеплитель/уплотнение от замокания и ставится на окна изнутри или на окна, выходящие под навес, напр., на веранду.

Установка

Традиционно установка наличников производится креплением к стене или откосам окна. Сейчас для этого лучше всего использовать саморезы (4,2-6)х(80х150), если стена не деревянная – в пропиленовых дюбелях. Точки крепления располагают по возможности равномерно из расчета 1 точка на 5-7 кв. дм поверхности наличника, очерченной его наружным контуром. При креплении к откосам точки крепления располагают в ряд с шагом 150-300 мм (зависит от массы наличника, которая, в свою очередь, зависит от его художественного исполнения, см. далее) по осевой линии выступающей наружу части несущей (базовой) стены. Лунки с головками крепежа либо прячут в вязи верхних уровней (см. далее), либо зашпаклевывают и закрашивают основным тоном.

Наличники-«телескопы»

В современных домах, снаружи утепленных и обшитых сайдингом/вагонкой, окна часто ставят заподлицо с базовой стеной, иначе окно вообще утонет в стене. В таком случае для крепления наличника не остается ничего, кроме рамы окна. На такой случай придуманы т. наз. телескопические наличники, но вполне надежно они будут держаться только на окнах в усиленных рамах, предназначенных для регионов с суровым климатом; материал рамы – упрочненный ПВХ или модифицированная древесина (см. далее), особого значения не имеет.

Устройство телескопических наличников

Вся «телескопичность» наличников сводится к установке их на подрезаемые по месту доборные элементы, жестко связанные с рамой окна. Надежнее всего наличники на пазовых доборах, слева на рис. Телескопические системы наличников с пазом в раме (напр., справа на рис.) не предназначены для наружной установки: порывом ветра наличник может выломать, сломав заодно и раму.

Если рама окна современная деревянная или ПВХ с пазом под шпонку, телескопические наличники к такому окну можно ставить, не вынимая его. Если же ПВХ окно с стене с недоступной базовой поверхностью не предназначено для установки наличника, то нет другого выхода, как вынуть окно, поставить в проем короб под наличник, прикрепив его к базовой стене, и вновь установить окно. В таком случае короб наличника должен иметь пазы, приходящиеся на места крепления анкеров окна.

Дерево для наличников

Для резных наличников требуется древесина, пригодная для резьбы – мелкослойная, вязкая, достаточно плотная – и стойкая к наружным условиям. Лучшие породы для этого – дуб и бук, но они довольно дороги. Липа, ольха и осина годятся после 2-х кратной пропитки (первая пропитка – до просачивания насквозь) водно-полимерной эмульсией; масляная, силиконовая и минеральная (раствором буры) пропитка от гниения не увеличивает вязкости и поверхностной прочности древесины. Береза абсолютно непригодна: снаружи никакая пропитка не спасет ее от поражения грибами.

Примечание: великолепный резной наличник очень просто получается из самой дешевой фанеры, дважды пропитанной водно-полимерной эмульсией. Подробнее о наличниках из фанеры см. в конце.

Щит для наличника

Иногда одной доски не хватает на желаемую ширину наличника, но скреплять 2-3 доски в щит стальным крепежом в этом случае – грубая ошибка. Деревянный щит на стали снаружи скоро расщелится, затем крепеж в зазоре между наличником и стеной поржавеет и рассыплется. Но и собирать доски в щит для наличника по-мебельному без дополнительного укрепления тоже нельзя, ведь шкаф или стол не предназначены выдерживать сильные ветра, дождь и снег. Сплачивают щиты из досок для наличника след. образом, см. также рис. ниже:

  1. На столе или верстаке расстилают полиэтиленовую пленку с 3-х кратным запасом по ширине будущего щита;
  2. Доски складывают в пакет на пленке и склеивают ПВА или водостойким столярным клеем;
  3. Когда клей схватится, пакет досок оборачивают пленкой;
  4. Под пакет в пленке подкладывают и на него накладывают фанерные щеки;
  5. Пакет со щеками туго обматывают бельевым шнуром;
  6. Под витки шнура подбивают пары деревянных клиньев, чтобы шнур натянулся как можно туже;
  7. Спустя 2-3 времени полного высыхания клея шнур, щеки и пленку снимают;
  8. С испода (тыльной стороны) щит дополнительно подкрепляют, набив бруски 40х20, уложенные плашмя, поперек досок.

Сборка щита для наличника из досок

Примечание: доски в пакет собирают, соблюдая правила чередования ориентации слоев дерева, как и мебельные щиты, см. слева на рис.

Не дерево

Деревянные некрашеные наличники неважно смотрятся на любой не деревянной стене, даже если ее материал хорошо имитирует расцветку дерева. В таких случаях лучше или поставить комплектные к окну простые ПВХ наличники (слева на рис.), или более дорогие наличники из полиуретана, остальные поз. на рис. Полиуретановые наличники могут имитировать наружную лепнину и раскрашенные многоуровневые вырезные наличники (справа на рис.); последний вариант может быть сборным на клею из приобретаемых по отдельности элементов.

Оконные наличники из ПВХ и полиуретана

Художества разные

Художественно оформленные оконные наличники возможно выполнить, во-первых, рамными (поз. 1 на рис. ниже) или в окладе, поз. 2; функциональность, т.е. защита уплотнения окна, тех и других одинаковы. Наличники в окладах наиболее информативны и значимы сакрально, о чем мы поговорим ниже. Рамные наличники помимо функционала преимущественно декоративны.

Виды художественного оформления наличников на окна

С точки зрения работы по дереву рамные наличники, в порядке возрастания ее сложности, делятся на:

  • Вырезные – доски или щиты обрезаются по фигурному контуру, поз. 3.
  • Прорезные, поз. 4 – в доск/щите выпиливается узор. Встречаются относительно редко, т.к. непрочны.
  • Прорезные многоуровневые, поз. 5, до 5 и более уровней – выпиленные узорчатые модули прикрепляются к прочной простой или вырезной основе. Помимо прочности, многоуровневые наличники хороши тем, что мощный крепеж к стене прячется в вязи верхних уровней, а сами верхние уровни можно крепить мелким незаметным крепежом.
  • С накладными рельефными деталями, поз. 6. В наше время технологически могут оказаться проще вырезных, т.к. на дереве вполне уместно смотрится соотв. окрашенный покупной полиуретановый рельеф.
  • С низкой выпуклой резьбой, поз. 7 – великолепно смотрятся, но очень трудоемки, нужно выбирать много древесины.
  • С низкой вдавленной резьбой, поз. 8 – трудоемкость меньше, но работа сложнее, т.к. очень трудно исправить видимые огрехи.

Примечание: на поз. 8 показан наличник с т. наз. подушечной резьбой – углы выступающих фрагментов сглажены. Смотрятся наличники с подушечной резьбой почти так же роскошно, как с выпуклой, но и трудоемки почти так же.

Что касается красочного декора, то наличники могу быть расписными, поз. 3, некрашеными лакированными, поз. 4, или естественного вида, поз. 7, окрашенными в разные цвета по уровням, поз. 5, 6, и окрашенными целиком, поз. 8. Расписными выполняются почти исключительно вырезные наличники, а естественными – из особо стойких пород дерева (мореный дуб и т.п.)

О скульптуре наличников

Вообще, о наличниках со скульптурной резьбой, высокой (круглой, полукруглой) и низкой, см. рис., можно было бы и не упоминать в статье с тегом «своими руками». Тому, кто умеет так резать по дереву, ни к чему объяснения, как сделать и поставить наличник на окно. Но есть один момент, мало известный и опытным мастерам.

Наличники со скульптурной резьбой по дереву

МДФ – слыхали? На самом деле это калька с MDF, medium density fibreboard, деревоплита средней плотности. Всем известная ДВП это low density fibreboard, деревоплита низкой плотности. А есть еще HDF, high density fibreboard, древесноволокнистая плита высокой плотности, у нас мало известная вследствие относительной дороговизны. Все эти материалы вполне экологичны, т.к. получаются горячим прессованием древесной массы без синтетического связующего, разница только в температуре и давлении пресса.

Так вот, HDF, во-первых, при условии 2-кратной пропитки водно-полимерной эмульсией стойка в наружных условиях. А по вязкости и плотности пригодна для тонкой резьбы по дереву, но гораздо дешевле пород дерева для художественной резьбы и выпускается большими абсолютно однородными плитами. Режется HDF не так хорошо, как орех, но вполне подобно дубу и буку.

Оклад

Полный набор элементов русского оклада наличника показан слева на рис; там же даны наименования его частей. В конкретных изделиях те или иные модули могут отсутствовать, т.к. они в значимости дублируют друг друга.

Главное сакральное значение имеют теремец с кокошником и фартук; информативно-функциональную нагрузку несут, как правило, оголовки и свесы. Тимпан с фартуком обычно обереги от зла, а кокошник с оборой, ризы и подоконник – талисманы, привлекающие добро. Конкретные фигуры для того и другого были в старой Руси свои не то что в каждой деревне, но едва ли не в каждом доме. Общего для добра прослеживается круг с радиусами, лучами или крыльями (Солнце), птица (жар-птица – наследница то ли феникса, то ли симурга), конь – символ зажиточности и общественного положения, и рыба – исконный положительный символ христианства. Универсальные обереги от зла – стилизованный растительный орнамент на основе полезных растений.

Элементы оклада оконных наличников

Примечание: крыло, как часть птицы, несущая ее в небе, имеет то же сакральное значение, что и птица. Крылатое Солнце – добрый вестник. Христианский шестикрылый серафим не что иное, как языческое крылатое Солнце с ангельским ликом.

В европейско-восточной традиции универсальные символы добра – картуш и медальон. Медальон, понятное дело, Солнце, а картуш это или стилизованное древо жизни, или на нем же птица феникс. То и другое ничуть не противоречит и христианству, и древним славянским верованиям. На Руси даже взялись совмещать картуш с медальоном, для чего теремец наличника сделали разрезным, справа на рис.

Обереги

В городе наибольшее значение имели оберег на тимпане и кокошник, они от порчи, дурного глаза и т.п. Шаблоны верхних оберегов наличника окна городского дома даны на рис. Верхний – с картушем, стилизованными птичками, рыбами (хвосты ясно видны) и еще не менее чем 12-ю позитивными элементами, заметными человеку сведущему.

Шаблоны верхних планок наличников на окна

Нижний – более для приверженцев исконных верований. Там в стилизованном солнечном круге некое древнеславянское божество. Какое – не вполне понятно, но определенно доброе. Добро это попирает зло в виде змея: обратите внимание, что нижние элементы этой доски несимметричны.

На селе и тем более в лесу нужным считалось уберечься в равной степени от верхнего (сглаз, оговор и пр.) и нижнего зла: ползучих гадов и лесной нечисти. Помочь в этом призваны были наличники с утяжеленным или тяжелым фартуком, по высоте равным или большим верхнего оберега. Пример верхней и нижней досок наличника-берегини с утяжеленным фартуком деревенского дома дан на рис. Расшифровать его можете попробовать самостоятельно.

Шаблоны верхней и нижней планок наличника на окно

Орнамент

Орнаменты наличников окон строятся обычно на основе т. наз. раппортов – самосопряженных в одном направлении элементов, образующих линейный бесшовный узор, слева на рис. Меняя размеры и количество раппортов, можно достаточно быстро разработать прорезной наличник на любое окно. Комбинируя всего 2-3 раппорта, возможно получить большое разнообразие узоров; трафареты нескольких видов полносопряженных раппортов даны справа на рис.

Построение орнамента наличника с помощью раппортов

Раппорты узора не обязательно должны полностью сопрягаться друг с другом, это позволит сделать узор зрительно сложнее и эффектнее. Напр., узор верхнего ряда на след. рис. строится переворачиванием «вверх ногами» каждого последующего фрагмента относительно предыдущего. Раппорты остальных орнаментов на рис. сопряжены либо по ломаным, либо по кривым линиям (отмечено красным).

Трафареты узоров для резных наличников

Примечание 5: оформление углов рамных наличников обычными для линий раппортов оконечными элементами нередко оказывается затруднительным, просто места на углу не хватает. На такой случай на след. рис. даны шаблоны равнобоких оконечников орнамента. Повернув на 45 градусов, из них можно строить и линейные орнаменты. Детали эти лучше всего выпиливать из фанеры, см. в конце.

Трафареты угловых элементов резных наличников

Резьба

Если вы захотите сделать себе уникальные резные наличники, то главная трудность на этом пути – подбор инструмента. Помимо плоских стамесок на 5, 10, 16/18 и 24 мм (поз. А на рис.) понадобятся косые тех же ширин, но обязательно парами – правая и левая, поз. Б. Угловых стамесок достаточно будет 6, 12 и 18/24 мм на угол 90 градусов, поз. В.

Гораздо больше потребуется полукруглых стамесок, поз. Г: для начала 4, 8, 13 и 16 мм нормальных, с глубиной желоба, равной его ширине. 4 и 8-мм стамески нужны будут также глубокие, т. наз. U-образики, а 13 и 16-мм еще и отлогие.

Инструменты для резьбы по дереву

Для тонкой художественной резьбы понадобятся еще изогнутые стамески-клюкарзы нормальные, отлогие и угловые на 60 градусов, поз. Д1, Д2, Д3. Для подушечной резьбы не обойтись без обратных клюкарз для сглаживания углов, поз. Д2а. Минимально необходимые типоразмеры отмечены на поз. Д красным.

Искать стамески для резьбы по дереву нужно в художественных магазинах, но покупать все первоначально необходимые вразброс обойдется очень дорого. Лучше сразу взять набор для резьбы по дереву, но не для тонкой скульптурной из 40-60 предметов (поз. Е), он не дешевле обойдется, а вам на первых порах просто непонятно будет, что большинством этих инструментов делать. Нужно брать набор для начинающих из 12-15 предметов, поз. Ж, к нему надо будет только прикупить ножи-косяки на 90 и 60 градусов (показаны стрелками на поз. Е). Инструментами из такого набора можно будет облагородить вырезные накладные элементы и выполнять довольно тонкую геометрическую резьбу, см. рис.:

Образцы резьбы по дереву для начинающих

Примечание: если у вас есть возможность воспользоваться ручной фрезерной машиной по дереву, то вырезной или прорезной наличники можно будет значительно улучшить зрительно, пустив по его краю фасонной фрезой фигурную фаску – калёвку, см. рис. справа.

Фанера

Самая дрянная упаковочная фанера после 2-кратной пропитки водно-полимерной эмульсией становится пригодной для художественной резьбы среднего уровня, а под покраской вододисперсионной краской и лакировкой акриловым лаком оказывается снаружи стойкой, как дуб. Но что еще важнее – прочность фанеры, в отличие от досок, практически равна по всем направлениям. Необходимая для наличника минимальная толщина в 30 мм это 5 слоев фанеры и 5 уровней художественного оформления наличника. Таким образом можно сделать наличники из фанеры, зрительно почти не уступающие шедеврам мастеров прошлого; сравните слева и в центре на рис.

Старинные резные наличники, современный фанерный наличник и лобзиковый станок для выпиливания из фанеры

Однако ручным лобзиком пилить столько фанеры долго и неточно получится, а столярный электролобзик для такого тонкого кружева недопустимо груб. Нужен лобзиковый станок, он же стационарный электролобзик, справа на рис. Фирменные лобзиковые станки стоят дорого, но не уступающие им можно сделать своими руками из ручного электролобзика (который от этого не портится и остается пригодным для основной работы), старой швейной машинки и др. способами, см. напр. след. видео.

Видео: самодельный лобзиковый станок для резьбы по дереву

Примечание: станки из швейных машинок самые безопасные и могут быть не электрифицированными, если машинка с ножным приводом. В таком случае частота ходов пилки и регулируется элементарно безо всякой электроники: надо только чаще или реже дрыгать ногами.

Основное условие успешного выпиливания на лобзиковом станке – заправлять в него нужно полотно (пилку) для ручного лобзика, но не обычное плоское, а круглое, есть в продаже. Во-первых, круглая пилка гораздо реже рвется. Во-вторых, электролобзик на чувствует руки оператора. На остром углу, работая плоским полотном, без опыта можно «промазать» и выесть в углу дырку. А круглая пилка проходит угол как по маслу и не тянется за деталью.

Примечание в заключение: перед сборкой многоуровневого наличника красьте/лакируйте детали уровней только с 3-х сторон, кроме исподней, и сажайте их, кроме мелких гвоздей или саморезов, еще и на клей или силиконовый герметик. Наличник будет намного прочнее и долговечнее, т.к. зазоров между уровнями для скапливания пыли и грязи не окажется.

Источник

Читайте также:  Ювелирная горелка для пайки своими руками
Оцените статью