Программирование м86 своими руками

Дмитрий DarkByte Москин

Прошивка ЭБУ Lada XRAY (М86 Итэлма) или чип-тюнинг на коленке

С приходом тепла вновь ощутил ущербность программистов родного автоваза. Машина брыкается, с места трогается с провалами и рывками, электронная педаль газа реагирует с секундной задержкой, и даже когда до машины доходит, что педаль газа была нажата, то разгон получается такой, будто под тобой не 106 лошадей, а один жирный увалень, которого как ни бей — ногами он быстрее перебирать не станет. А уж если в него ещё и 92 бензин залить, то ситуация ещё сильнее усугубится, и даже музыка не сможет заглушить звона от детонации. Впрочем многие на это не обращают внимание, а кто-то с подобными проблемами вовсе не сталкивался — автоваз одинаковых машин не выпускает.

Впрочем и я уже с проблемой смирился. Но на днях участник форума xrayclub под ником Electromaster выложил ссылку на свой пост на drive2, после прочтения которого появилась новая надежда. Сразу же обратился за помощью к пользователю msa96.

Сходу он никого не смог порекомендовать в нашем городе, но предложил произвести прошивку самостоятельно, порекомендовав товарища, который и помог работаться с процессом прошивки. Собственно это была небольшая предыстория, а ниже будет описан сам процесс прошивки ЭБУ на примере М86 Итэлма.

Первым делом нужно посмотреть, сколько стоит новый блок управления двигателем и сравнить его цену со стоимостью прошивки в сервисе. Мне не известно, насколько хорошо блок защищён от дурака, и возможно, что достаточно будет перепутать плюс с минусом и блок можно будет отправлять в ремонт.

Читайте также:  Ракушки браслет своими руками

Кроме того, если при прошивке что-то пойдёт не так, то опять же можно потерять блок или возможность его прошивать данным методом. Но в целом процесс довольно простой, не требует особых знаний, а из железа потребуется только USB-K-Line адаптер, 12В блок питания и несколько проводов, чтобы соединить всё это вместе.

В моём случае в качестве адаптера оказался usb vag com kkl 409.1 на чипе CH340. И чтобы там не рассказывали маркетолухи, в данном случае не имеет никакого значения, будет адаптер выполнен с использованием usb-uart преобразователя от фирмы FTDI, или его аналоге — CH340.

Главное, чтобы адаптер определился в системе как COM-порт. В случае проблем с установкой драйверов, можно попробовать установить их вручную (например для CH340).

Собственное потребление контроллера М86 (без подключенных к нему устройств) составляет примерно 1Вт, поэтому подойдёт любой блок питания на 12В. Данное питание так же потребуется подключить и к K-Line адаптеру, так как при штатном использовании он предполагает получение питания от бортовой сети автомобиля через OBD2 разъём.

Чтобы немного упростить задачу и избавиться от необходимости использовать внешний блок питания, я решил встроить в адаптер повышающий dc-dc преобразователь на базе MT3608. Мощности данного преобразователя достаточно как для питания адаптера, так и для питания ЭБУ. А размеры позволяют разместить его внутри корпуса адаптера.

К блоку управления потребуется подцепить 5 проводов, я использовал китайские монтажные провода (dupont wire).

Плюс 12В на L3 (питание ЭБУ), на A5 (зажигание), и на G5 (переключение контроллера в режим программирования). Так же +12В подключается к адаптеру на пин 16.

Минусовой провод GND — L4 на блоке соединяется с минусом на адаптере — пин 4, и с минусом блока питания.

И так же K-Line — пин C4 (на правом разъёме) соединяем с пином 7 адаптера.

При подключении стоит быть аккуратным, и не замыкать провода на соседние пины, так как например пины L3 и K3 соединены, и подав +12В на один, они окажутся на втором. Аналогично с землёй — K4 K5 L4 L5 — это один и тот же провод.

Электрическая часть на этом закончена, можно приступать к настройке ПО. Для чтения и записи прошивки используется Infineon MemTool. Скачиваем и устанавливаем. После первого запуска программы потребуется настроить профиль контроллера (либо скачать готовый). В меню выбираем Target -> Change

Тыкаем: New -> Create a new target configuration step by step. Далее

Заполняем Taget description: «XC2768X-136F», выбираем в Family: SAB C166S-V2 Family (XC16x, XC2000, XE166). Далее

В type выбираем XC2768X-136F. Далее

Выбираем Minimonitor Interface. Нажимаем Setup

На вкладке General в Access Device выбираем COM порт нашего адаптера. На вкладке Monitor меняем Baudrate на 38400. И ставим галочку Use K-Line protocol. ОК. Далее. Далее

В появившемя окне пишем имя для нашего профиля, например «XC2768X-136F» и нажимаем Сохранить. ОК.

В итоге видим основное окно программы, начальная настройка завершена, можно подавать питание на ЭБУ и нажимать кнопку Connect.

Если всё сделали правильно, то статус должен смениться на «Ready to Memtool Command«, в противном случае могут быть следующие варианты ошибок:

  • «Port error: Не удается найти указанный файл.» — не подключен адаптер или не правильно выбран порт в настройках профиля
  • «Start monitor failed» — просто нажать Retry, или переткнуть адаптер и попробовать ещё раз
  • «K-Line protocol failed» — возможно забыли подключить 12В питание к адаптеру на пин 16.
  • «Bootstrap loader not responding !» — контроллер не отвечает, проверить ещё раз подключение, передёрнуть зажигание (A5)

После успешного подключения первым делом выполняем резервную копию текущей прошивки блока. Для этого в левой части окна нажимаем Read -> New

Задаём блок для считывания с адреса 00C00000, по адрес 00D0FFFF. Итоговый размер получается примерно 1.063M. ОК -> Start

Дожидаемся окончания считывания прошивки и нажимаем Save As. Выбираем надёжное место для хранения оригинальной прошивки

Так же после подключения к блоку и перед записью новой прошивки необходимо настроить защиту для секторов EEPROM, для этого нажимаем SW Protect и отмечаем галочками 16 секторов начиная с 64 (сектора начинающиеся с адресов 0х00С40000 — 0х00С4F000 включительно). Данная настройка записывается в профиль, но всё равно можно на всякий случай проверять, что в правом окне данные сектора отмечены как защищённые от записи.

Полученная от msa96 прошивка представленная в виде бинарного файла (для примера можно взять последнюю версию официальной прошивки: I765XM57), а Infineon MemTool желает видеть файл в HEX формате. Для преобразования воспользуемся утилитой srec_cat. Для тех, кто не умеет пользоваться командной строкой — в архиве есть инструкция. Всё делается одной командой:

После выполнения которой, получившийся файл можно загружать в Infineon MemTool, нажав в левой части окна кнопку Open File. Затем Select All и Add Sel

И если уверены, что всё сделали правильно, то можно нажимать кнопку Program. Сначала будет удалена текущая прошивка, затем записана новая, и в конце пройдёт проверка записанных данных

На этапе проверки, в районе отмеченных как защищённые секторов EEPROM (0х00С40000 — 0х00С4F000) счётчик ошибок насчитает их некоторое количество — так и должно быть. Главное, чтобы ошибок не было за пределами данных секторов. Но в любом случае, результат этапа verify будет failed — это нормально. Можно закрывать окно, отключать питание и подключать контроллер обратно к автомобилю.

После прошивки изменения заметны сразу. Машина начала держать холостые обороты в момент начала движения, теперь они не проваливаются с последующим отскоком вверх, и соответственно исчезли все флуктуации. Просто взял и поехал, как на любой нормальной машине, но для меня звучит как чудо. Потому что до этого мой хрей так не умел, особенно в жару, особенно с кондиционером, особенно на 92 бензине. Соответственно и на задней передаче обороты теперь тоже держатся нормально, и на ровном месте теперь заглохнуть не получается. Реакция на педаль газа стала моментальной — когда нажал — тогда и поехал. Такое чувство, что даже включение кондиционера перестало быть заметным, ровно как и пропала куда-то детонация.

Ну и на случай, когда начнёт казаться, что всё не так хорошо, как хотелось бы, и появится подозрение о том, что всё это самовнушение — в прошивке предусмотрен режим включения стоковых настроек, — после включения зажигания нужно нажать и подержать 5 секунд педаль газа в пол, а затем отпустить и завести двигатель. Разница заметна сразу, но так же я заметил, что свежая прошивка I765XM57 отличается от той, что была залита в мой блок с завода (I765XK55) и после этого никем никогда не трогалась. Поэтому если у вас есть подобные описанным в начале проблемы, а официальный дилер разводит руками и отказываться обновлять ПО ЭБУ под предлогом того, что для вашей машины обновлений не поступало — то можно для начала залить свежую версию серийной прошивки, без всяких модификаций — возможно этого будет достаточно.

Результат однозначно радует и остался лишь один вопрос — как я ездил до этого, и зачем так долго надеялся на решение проблем от официального дилера автоваза?

Источник

Мотор Мастер Клуб

Автодиагностика для любителей и профессионалов

Текущее время: 27.09.2021, 20:25

Программирование ЭБУ M86

Программирование ЭБУ M86

А можно чуть больше подробностей? Зачем Cod-x _ом шили Хрей? Было какое-то предписание? Какое По на какое меняли.

Кстати, Грейт-икс уже полгода назад переименовали в код-екс.

А об этом диагност умалкивает. Он хотел избавиться от ошибки по возвратной пружине дросселя. Пытать не стал. просто поднял блок и всё.

Ты тоже у дилера работаешь? Скажи пожалуйста, какова вероятность того, что грэйд икс отправит на завод информацию о том, что ЭБУ шит? КС не совпадает. Люди хотят шиться, но очень многие боятся потому, что гарантия. И я толком не могу ничего сказать, так как не работаю с ним, а вижу. что диагносты подключаются, отправляют данные на завод. им приходят новые конфигурации. они их заливают. понимаю. что всё связано с блоками кузовной электроники, но всё же. мало ли. может и КС цепляет для отправки

Re: Модуль M86, Микас-12 (+NEXT), M75 + восстановление

Сообщение TUN » 02.10.2017, 10:52

А можно чуть больше подробностей? Зачем Cod-x _ом шили Хрей? Было какое-то предписание? Какое По на какое меняли.

Кстати, Грейт-икс уже полгода назад переименовали в код-екс.

А об этом диагност умалкивает. Он хотел избавиться от ошибки по возвратной пружине дросселя. Пытать не стал. просто поднял блок и всё.

Ты тоже у дилера работаешь? Скажи пожалуйста, какова вероятность того, что грэйд икс отправит на завод информацию о том, что ЭБУ шит? КС не совпадает. Люди хотят шиться, но очень многие боятся потому, что гарантия. И я толком не могу ничего сказать, так как не работаю с ним, а вижу. что диагносты подключаются, отправляют данные на завод. им приходят новые конфигурации. они их заливают. понимаю. что всё связано с блоками кузовной электроники, но всё же. мало ли. может и КС цепляет для отправки

Источник

Программирование м86 своими руками

Окно программы содержит следующие вкладки:

Вкладка FLASH

Вкладка содержит окно просмотра буфера программы контроллера и кнопок управления:

чтение прошивки из контроллера во внутренний буфер программы

запись прошивки из внутреннего буфера программы в контроллер

Наличие галочки в поле «Общее действ.» позволяет производить выбранные операции одновременно с FLASH и EEPROM памятью контроллера за один сеанс связи.

Вкладка EEPROM

Вкладка содержит окно просмотра буфера программы контроллера, выбора типа ЭБУ и кнопок управления:

чтение содержимого EEPROM из контроллера во внутренний буфер программы

запись содержимого EEPROM из внутреннего буфера программы в контроллер

Наличие галочки в поле «Общее действ.» позволяет производить выбранные операции одновременно с FLASH и EEPROM памятью контроллера за один сеанс связи.

Вкладка Дополнительно

На этой вкладке можно выбрать параметры соединения (скорость обмена с ЭБУ по линии К).

Идентификация ЭБУ

При работе с ЭБУ на автомобиле выберите вкладку FLASH и снимите галку «Общее действ.». При нажатии на кнопку «Запись» будет выдан вопрос:

Нажмите «Да» для записи ПО в диагностическом режиме.

После записи выключите зажигание, дождитесь отключения Гл.Реле, включите зажигание и подождите 10 секунд перед запуском.

Если в записываемой прошивку бутлоадер отличается от содержащегося в ЭБУ, может возникнуть «Ошибка ПЗУ». В таком случае рекомендуется записывать ПО без использования диагностического метода записи.

Подключение контроллера, снятого с автомобиля, необходимо произвести универсальным кабелем Загрузчика.

Для этого расположите ЭБУ на столе разъёмами к себе и произведите соединения с в соответствии с типом ЭБУ.

Подключение контроллера, снятого с автомобиля, необходимо произвести универсальным кабелем Загрузчика.

Для этого расположите ЭБУ на столе разъёмами к себе и произведите соединения с в соответствии с типом ЭБУ.

Подключение ЭБУ на столе.

( 1 ) – Левый разъем, ( 2 ) Правый разъем

( 1 ) L 4 Масса (черный провод универсального кабеля)
( 1 ) L 3 Неотключаемое питание (К 30 ) (красный провод универсального кабеля)
( 1 ) A 5 Oтключаемое питание (K 15 ) (желтый провод универсального кабеля)
( 1 ) G 5 разрешение программирования ( 12 В) (зеленый провод универсального кабеля)
( 2 ) C 4 K‑Line (синий провод универсального кабеля)
( 2 ) D 5 CAN‑L (J 2534 )
( 2 ) D 4 CAN‑H (J 2534 )

Схема кабеля для самостоятельного изготовления:

Источник

Оцените статью