- Бамбуковые флейты
- Изготовление флейты своими руками
- Флейты. По-своему.
- Изготовление флейт.
- Кена в «До», сделанная из бансури в «Фа».
- Сопилка бамбуковая в строе «Си-бемоль»
- Поперечная флейта в «Соль»
- Бáнсури в «Фа»
- Поперечная флейта в Ля из бамбука
- Поперечная флейта в Соль из алюминия
- Бамбуковый саксофон
- Кавал укороченный
- Алюминиевая кена — пентатоника
- Хроматическая сопилка в «Соль»
Бамбуковые флейты
Изготовление флейты своими руками
Что понадобится
— ножовка;
— наждачная бумага: крупная, средняя и нулевка;
— металлический стержень для прожигания и орудования в канале;
— круглый напильник и полукруглый надфиль;
— нож для чистки отверстий после прожига;
— дрель, в которую вставляется стержень с намотанной шкуркой для чистки канала;
— полимерная нить для перевязки;
— компьютер или тюнер для настройки.
Выбор бамбука
Тут возможны два варианта — купить настоящий хороший бамбук или взять часть от бамбуковой удочки (то, что часто это не совсем бамбук, а очень даже листоколосник — неважно). Купить бамбук можно в строительных фирмах, продающих его для оформления интерьеров. Удочка — возможный, но не лучший вариант, так как обычно для них берется бамбук небольшого диаметра с множеством перемычек, которые надо будет убирать и шлифовать внутри. С другой стороны, на моей памяти удочки не давали трещин, в отличие от плохо просушенного бамбука строительных фирм. Впрочем, исключения случаются и в удочках, и в строительных фирмах, и выбирать надо внимательно.
Измерения:
1. Внешний диаметр 23-33 мм. Чем равномернее толщина по всей бамбучине — тем лучше.
2. Толщина стенок: 2-4 мм.
Хорошо бы не было трещин.
Обычно бамбук продается длинными стеблями, но в строительных фирмах можно попросить, чтобы отпилили, сколько нужно, или отпилить самому. Я обычно беру полутора- двухметровые бамбучины, из которых может выйти 2-3 флейты. Но чем короче — тем удобнее нести домой.
Чем бамбук ровнее, тем лучше.
Бамбук состоит из сегментов. Каждый сегмент может образовывать свой конус, диаметр которого внутри на одном конце сегмента будет шире, а на другом — уже, а следующий сегмент снова будет конусом. Это неподходящая конструкция. Из неё всё же можно сделать флейту, но она будет однооктавной, поскольку вторая октава не будет строить. Внутренний канал флейты должен быть цилиндром либо конусом, причем сужающимся к выходу, не наоборот.
От этого зависит, какой тип амбушюра будет у флейты. Например, на сяо перегородка у рассекателя воздуха традиционно оставляется, а у сякухати и кены — нет. У поперечных флейт перегородку перед отверстием амбушюра можно оставлять, а можно закрывать пробкой.
Отношение внутреннего диаметра флейты к длине должно укладываться в 1:25 — 1:30.
Если куплена треснувшая бамбучина, или если она треснула по дороге, то вначале надо ее перевязать. Потом можно отпиливать нужную длину флейты.
Проверка канала. Видно, что перегородка сточена плохо.
Сегменты бамбука разделены внутренними перегородками, которые надо убирать. Их можно прожечь, а можно выбить.
Некоторые говорят, надо опустить раскаленный шарик от подшипника внутрь флейты, и он прожжет перегородку. По мне, это неудобно, так как нужно искать подшипник нужного размера — чтобы он хорошо подходил к диаметру, ведь если брать подшипник меньшего диаметра — это оставлять края у перегородок, а оставлять края значит ухудшать звук.
Я пользуюсь длинным железным 8-мм прутом и для выжигания, и для выбивания перегородок, и для прожигания игровых отверстий, и для стачивания перегородок намотанной на него шкуркой. Универсальная железка такая. Накалять прут можно на газовой плите или газовой горелке. Выбить перегородки — быстрее и проще, чем выжигать их, а их остатки можно отшлифовать длинным напильником или шкуркой, намотанной на тот же прут. Тем более что шлифовать внутри все равно надо — тонкая пленка на внутренних стенках при выбивании сдирается, отслаивается и портит звук. Например, слегка зудит. Остатки перегородок надо убирать крупной шкуркой, а шлифовать стенки — мелкой. Потом надо пройтись внутри мокрой тряпочкой, также намотанной на прут.
Амбушюры разных флейт
Острый край амбушюра позволит звучать полному диапазону волн от низких до высоких, поэтому чем острее звукопроизводящий край, тем лучше. От того, где он будет находиться и какой он будет формы, будет зависеть характер звука и, в некоторой степени, национальная принадлежность флейты.
Очень хорошо, если у вас есть образец, с которого можно скопировать амбушюр. По фотографиям и описаниям сделать труднее.
У разных флейт он делается по-разному. У сякухати, например, просто отпиливается кусочек под углом, шлифуется, и готово. Правда, на хороших сякухати делаются вставки в амбушюр из твердых пород дерева для лучшей сохранности звукопроизводящего края. Но звучать флейта будет и без нее, а технологически это сложнее, чем спилить уголок. У сяо вытачивать амбушюр надо полукруглым надфилем, долгое и нудное занятие. У кены довольно просто — круглым напильником снаружи и изнутри, чтобы получилась аккуратная выемка в крае, причем можно делать полукруглую выемку, можно квадратную, а можно углом. А у бансури совсем легко — надо просто прожечь отверстие. Другое дело, что прожечь его надо точно в нужном месте.
Амбушюр сякухати
Уголок бамбука аккуратно спиливается ножовкой под углом около 30 градусов так, чтобы углубление звукопроизводящего края внутрь флейты было около 3-5мм, и затем тщательно шлифуется сначала шкуркой покрупнее, потом нулевкой. После этого можно пропитать срез воском с помощью утюга и бумаги, тогда тот станет совсем гладким.
Амбушюр бансури
Отверстие прожигается так, чтобы его левый край отстоял от стенки перегородки или пробки на расстоянии от 1 до примерно 7 мм, иначе при передуве флейта не будет строить. Расстояние зависит от строения канала. Отверстие не должно быть маленьким, оно должно быть побольше, чем тоновые отверстия. На это, конечно, влияет диаметр флейты, но надо помнить, что в большое удобнее дуть. Лучше делать отверстие овальным. Угол рассекателя получается 90 градусов.
Амбушюр сяо
В крае прожигается или просверливается небольшое, достаточное для полукруглого надфиля косое отверстие. Потом аккуратно растачивается под углом 45 градусов, причем не так, как у сякухати, а наоборот. То есть, у сякухати косо с верхней стороны амбушюра и прямо с нижней, а у сяо косо снизу и прямо сверху. У сяо традиционно оставляется перегородка у амбушюра. Она достаточно тонкая, около 1-2мм толщиной, поэтому стачивается легко, в отличие от самой стенки бамбука. За этим нужно следить и не переборщить. Линия рассекателя выглядит как половинка круга.
Амбушюр кены
Берется круглый напильник (можно взять треугольный напильник или плоский надфиль — в зависимости от того, какой формы будет амбушюр) и в стенке флейты вытачивается «арка», причем и сверху, и снизу. Угол рассекателя получается около 30-40 градусов, снизу угол относительно стенок флейты намного меньше, более пологий, чем сверху, поэтому снизу заточка проходит дальше внутрь флейты.
Кроме игровых бывают и настроечные, но об этом потом. Чаще всего флейты имеют мажорный строй. Это значит, что при последовательном открытии отверстий звук изменяется следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон, например до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до — эта известная всем фраза является мажорным звукорядом.
Формула мажорной флейты
Чтобы сделать мажорную флейту, следует придерживаться формулы 17-10-5-10-8-7. Эти цифры — расстояние между центрами отверстий в процентах от длины флейты при условии, что их шесть. Это применимо и к продольной флейте, и к поперечной. На продольной последнее шестое отверстие (ближнее к амбушюру) удобнее делать снизу флейты — под большой палец; на поперечной сверху.
В принципе, отверстия можно вырезать ножом, только нож должен быть очень острым, а рука осторожной. Я предпочитаю прожигать. Тем более, что флейта приобретает потрясающий аромат, который держится несколько месяцев.
Ориентировочно диаметр отверстия равен 1/3 внутреннего диаметра флейты. Моим восьмимиллиметровым прутом получаются очень хорошие дырки, которые почти не надо править, а иногда прожигаешь так, что отверстие сразу точно строит.
Тоновые отверстия можно делать не круглыми, а чуть овальными,вытянутыми вдоль длины флейты — для удобной игры на полутонах при их частичном открытии. Это относится к маленьким флейтам, на которых играют подушечками пальцев,а не фалангами, как на больших. Третье отверстие должно быть диаметром примерно в полтора раза меньше остальных, поскольку оно полутоновое. Диаметр остальных будет зависеть не только от диаметра флейты, а еще и от того, насколько точно выдерживается формула и как хорошо она сочетается с внутренним строением канала. К примеру, если первое выжженное отверстие немного не дотягивает до тона, его надо сделать побольше с помощью напильника или ножа.
А вот наоборот не получится, хотя здесь есть уловка — залить края белым клеем. Когда клей схватывается, он становится прозрачным и не портит внешний вид, если его немного. Но если не уверен, то лучше вначале прожечь отверстие меньшего диаметра, а дальше увеличивать диаметр растачиванием при необходимости.
На больших флейтах нужны железяки большего диаметра. Для этого могут подойти сверла. Но не для того, чтобы сверлить отверстия, от этого флейта может треснуть, а для того, чтобы обратной раскаленной стороной их прожигать. На маленьких флейтах, соответственно, меньшего. Тогда для прожига нужен либо очень толстый гвоздь, либо не очень толстое зубило.
Каждое вновь сделанное отверстие необходимо проверять на частоту, и даже когда ещё нет отверстий, а только амбушюр — тоже надо проверять, ведь это ключ флейты, основная её нота. Причем угол амбушюра относительно губ при проверке должен быть самым удобным, то есть таким, что будет использоваться чаще всего, потому что угол наклона флейты можно изменять для плавания вокруг нот, для игры на полутонах.
Если на компьютере нет микрофона, то проверить настройку можно так: на несколько секунд на компьютере запустить звук нужной частоты, предварительно сгенерированный к примеру в Sound Forge, и одновременно подудеть. При неточной настройке из-за разницы в несколько герц появляются характерные переливы, которые называются биениями. Если звук ниже, чем нужно, то можно аккуратно увеличить отверстие, дожечь. А если выше — плохо. Придётся заливать отверстие клеем, пытаясь добиться уменьшения её диаметра.
Проверять частоту нужно и на второй октаве, с передувом. Если на одной и той же позиции пальцев первая октава даёт чистую ноту, а вторая октава высит или низит, значит либо канал внутри состоит из нескольких конусов, либо недоточены перегородки, либо неправильно установлена пробка. Чтобы выровнять октавы, надо во-первых постараться сделать канал ровным, во-вторых подогнать положение пробки относительно лабиума, то есть отверстия для вдувания, и в-третьих, если это помогло плохо, можно применить косую расточку игровых отверстий.
Косая расточка в сторону амбушюра применяется, когда вторая октава низит. Косая расточка в сторону конца флейты применяется, когда вторая октава высит. В первом случае подтягивается вторая октава, во втором повышается первая, и тут надо очень аккуратно работать, чтобы не слетел ключ флейты.
После того, как все готово, необходимо предотвратить возможное растрескивание флейты — перевязать ее. Потребуется полимерная нить толщиной 0,3-0,7 мм. Рекомендуется одеть перчатки, так как давление сильно натянутой нити на кожу довольно велико. Следы остаются на день-два.
Схема безузловой перевязки флейты
Белую полимерную нить можно варить в чае. Особенно хорошо подходят пакетированные — они красят лучше всего, и не надо потом убирать чаинки с нити. Варить от 5 минут до получаса, чем дольше — тем темнее нить. В результате получается золотистый оттенок, который отлично смотрится на любом бамбуке.
Чтобы сделать эстетично, можно предварительно выточить круговые канавки в поверхности флейты глубиной, равной толщине нити. Получится так, что рука не будет цепляться за обмотку флейты при движении по бамбуку.
Так выглядит утопленная в проточенном канале перевязка
Для надёжного сдерживания бамбука от растрескивания будет достаточно 15-20 витков. Меньшее количество будет хуже держать, а больше просто не нужно. Хотя у бансури традиционно на концах флейты делают широкие перевязки.
Полимерная нить тянется. Поэтому чтобы витки не отходили друг от друга в готовой обмотке, сначала следует её сильно растянуть. С катушки отматывается метр нити и максимально растягивается. После этого можно перевязывать.
Спасибо, ваш заказ уже у меня на почте. Свяжусь с вами в ближайшее время для уточнения деталей.
Источник
Флейты. По-своему.
Изготовление флейт.
Кена в «До», сделанная из бансури в «Фа».
В поисках самых низких, самых душевных звуков когда-то я сделал бооольшущую бансури. В этой статье я описал её, жаль не сохранил образца звука. А здесь я рассказал всё, что сам знаю об этих чудесных инструментах. Но она настолько большая, что играть на ней моими руками оказалось невозможно. Лежала она, скучала и решила как-то стать не поперечной флейтой, а продольной. В таком положении пальцам удобнее растягиваться.
Сопилка бамбуковая в строе «Си-бемоль»
Ещё один очень интересный инструмент. Моя радость и моя гордость. И мой большой урок. Читать далее →
Поперечная флейта в «Соль»
После ооочень долгого перерыва на гитару, клавиши и личную жизнь продолжаю тему деревянных духовых. Новая, сейчас самая любимая, из рук не выпускаемая поперечка.
Бáнсури в «Фа»
Как сильно я полюбил Бáнсури! Индия, родина этих флейт — древнейшая цивилизация, сумевшая сохраниться в условиях долгой английской колонизации и обогатившаяся европейской культурой, не обеднев в собственной. Я поинтересовался индийской музыкой и её инструментами. Лишь не глубоко копнув, я понял, что глубины там великие, копать — не перекопать. Но хотя бы прикоснуться надо. Помню, как сжигали тело Индиры Ганди… круто было, Митхун Чакроборти тоже очень крут. А бансури — ещё круче. И смастерил я бансури.
» data-medium-file=»https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08928.jpg?w=300″ data-large-file=»https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08928.jpg?w=549″ src=»https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08928.jpg?w=549&h=130″ alt=»Бансури» width=»549″ height=»130″ srcset=»https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08928.jpg?w=549&h=130 549w, https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08928.jpg?w=1095&h=260 1095w, https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08928.jpg?w=150&h=36 150w, https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08928.jpg?w=300&h=71 300w, https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08928.jpg?w=768&h=182 768w, https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08928.jpg?w=1024&h=243 1024w» sizes=»(max-width: 549px) 100vw, 549px»/>
Поперечная флейта в Ля из бамбука
Развивая тему поперечек, изготовил бамбуковую. Всё-таки бамбук меня манит, с ним кайфово работать, не смотря на сложности с неравномерностью внутреннего диаметра ствола и его кривизной. Он лёгкий и прочный, не промокает, удобно обрабатывается, приятно пахнет и красивый.
Поперечная флейта в Соль из алюминия
Я никогда не пробовал играть на поперечной флейте. Одолжить не у кого, купить не за что, а ведь интересно, что это за зверь такой. Значит, надо сделать самому. И сделал. Не шедевр, но для удовлетворения интереса вполне годится.
Вид сверху: игровые отверстия
» data-medium-file=»https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08904.jpg?w=300″ data-large-file=»https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08904.jpg?w=549″ src=»https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08904.jpg?w=549&h=126″ alt=»Вид сверху: игровые отверстия» width=»549″ height=»126″ srcset=»https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08904.jpg?w=549&h=126 549w, https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08904.jpg?w=1098&h=252 1098w, https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08904.jpg?w=150&h=34 150w, https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08904.jpg?w=300&h=69 300w, https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08904.jpg?w=768&h=176 768w, https://sergpit.files.wordpress.com/2015/06/dsc08904.jpg?w=1024&h=235 1024w» sizes=»(max-width: 549px) 100vw, 549px»/>
Бамбуковый саксофон
На пути к реализации давней мечты — освоения саксофона, я изготовил для себя интересный инструмент-гибрид на основе зафуна и дудука.
Кавал укороченный
Очень красивый кавал получился из испорченной неудачным свистком трубки. Свисток я обрезал, дырки переделал и получился кавал, как у турков — без чёртовых дыр. Строй — «Ре». Читать далее →
Алюминиевая кена — пентатоника
Отрыл свою первую самоделку — 4-дырочную кену из алюминия. Выглядит дико, а играет классно. Чем проще инструмент — тем стабильнее. Сделан из 2-х драмов тонер-картриджа к принтеру. Скреплены между собой скотчем. Отверстия сделаны надфилем. Строй — пентатонический в «Фа». Звук глубокий, громкий, а воздуха требует мало. Читать далее →
Хроматическая сопилка в «Соль»
Самая сложная в расчёте игровых отверстий флейта — это хроматическая сопилка системы Деминчука. Я долго к ней подбирался, боялся неудачи, но Бог благословил и нет ничего невозможного человеку — вот она, красавица. Всё тянет меня на длинные дудки — и размер не постыдный, и звук низкий. Читать далее →
Источник