- Мольберт своими руками — разновидности, чертежи с размерами для создания своими руками. Поэтапная инструкция для начинающих
- Предназначение мольберта в живописи
- Виды штанг. Как мы уже знаем, штанга это средняя планка мольберта:
- Виды мольбертов по назначению и конструкции
- Как выбрать мольберт для рисования?
- Размеры мольберта для рисования
- Настольный (для акварели)
- Тренога
- При выборе мольберта важно учитывать:
- Студийный мольберт-станок в виде буквы «H»
- Можно ли обойтись без мольберта?
- Этюдник
- Двусторонний
- Мольберт-мачта
- Преимущества самодельного мольберта
- Что такое мольберт?
- Для чего нужен мольберт?
- Материалы и инструменты для самодельного мольберта
- Разделение мольбертов по материалам изготовления
- Сосна
- Береза
- Фанера
- Рябина
- Бамбук
- Сталь
- Алюминий
- Пластики
- Мольберт Лира
- Мольберт из картона
- Что необходимо подготовить
- Процесс изготовления
- Хлопушка
- Еще один трансформер
- Видео: переносной мольберт своими руками
- Видео: этюдник своими руками
- Тренога
- Мольберты
- Настольный мольберт
- Разделение мольбертов по используемым творцом материалам (для художественных мольбертов)
- Акрил, масло, аэрография
- Акварель, тушь
- Карандаши, пастель, мелки
- Детский мольберт
- Сверление отверстий
- Дополнительные советы по изготовлению детских мольбертов
- Разделение мольбертов по возрасту творца (для художественных мольбертов)
- Детские мольберты
- Мольберты для всех остальных
Мольберт своими руками — разновидности, чертежи с размерами для создания своими руками. Поэтапная инструкция для начинающих
Русскоязычная Википедия не дает хоть сколько-нибудь внятного объяснения, что такое мольберт. Самое толковое там только самая первая строчка:
Мольберт (от нем. Malbrett: доска для рисования) — подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д.
В принципе, это толкование верное. Но не полное. Наш производственный опыт дает нам возможность рассказать о данном термине несколько больше. Мы бы дали вот такое определение:
Мольберт – 1. Инструмент художника, на котором размещается работа: холст, планшет с бумагой, непосредственно бумага, любой расписываемый плоский объект. 2. Подставка для демонстрации чего-либо плоского, для вертикального размещения экспонируемых материалов: картин, постеров, телевизоров, меню, объявлений.
Классифицировать мольберты можно различными способами:
- По назначению Художественные мольберты для рисования
- Выставочные мольберты
- Презентационные мольберты
- Напольные мольберты
- Бытовые мольберты, мольберты для использования в небольших помещениях, дома
- Мольберты-лиры или мольберты с А-корпусами
- Сосна
- Детские мольберты
- Акрил, масло, аэрография
Предназначение мольберта в живописи
Использование мольберта позволяет художнику грамотно организовать рабочее пространство. Мольберт позволяет расположить полотно на уровне глаз. Поэтому художник целиком охватывает взглядом изображение с учетом освещения, что позволяет точнее передать цвета, тени, глубину, перспективу изображения, композицию.
Виды штанг. Как мы уже знаем, штанга это средняя планка мольберта:
Не отклоняемая – стандартная лира. Мачты вообще нет, ее роль играют ножки.
Отклоняемая вперед — конструкция уже посложнее, встречаются у профессиональных и полупрофессиональных моделей. Нужна такая штанга, как и говорилось раньше, для того чтобы наклонить ее вместе с работой и накрыть тканью, дабы избежать попадания пыли на работу.
Отклоняемая до горизонтали – это интересный вариант для акварелистов, ведь можно выбирать любой угол наклона, вплоть до отрицательного.
Виды мольбертов по назначению и конструкции
На сегодняшний день выбор мольбертов необычайно широк, разнообразие моделей можно оценить на картинках ниже. Модели могут отличаться внешним видом, размером, материалом, способом установки, быть стационарными или мобильными, складными или разборными.
На выбор модели мольберта влияют вид творчества (портреты, пейзажи и др.), место работы (студия, домашняя мастерская, природа), размер будущей картины, необходимый наклон в работе, возраст художника (для детских мольбертов особые требования).
Как выбрать мольберт для рисования?
При таком многообразии выбора новичку сложно определиться с подходящей моделью, поэтому перед покупкой нужно ответить себе на несколько вопросов:
- На чем планируется написание картин? Если это не холст, а бумага, то необходима специальная доска. Она имеется только в простой конструкции «хлопушки», к остальным моделям приобретается дополнительно.
- Кто будет пользоваться? Детский мольберт для рисования отличается как размерами, так и поверхностью для рисования от взрослого.
- Какие форматы картин предполагается писать? Если небольшие работы и эскизы, то нет смысла покупать дорогой и основательный мольберт.
- Какие материалы необходимы и будут использоваться постоянно? Прозрачный мольберт для рисования не всегда удобен при использовании акварели, например.
- В каком месте будет проводиться работа? Пространство комнаты диктует свои требования к размерам и компактности хранения мольберта. Для пленэров же лучше всего подойдут этюдники и треноги.
Размеры мольберта для рисования
Форматы профессионального мольберта для рисования отличаются от любительской модели:
- Высота напольной конструкции не может быть ниже 170 см, тогда как максимальное значение редко превышает 240 см. Детские мольберты изготавливаются не выше 120 см.
- Ширина зависит от типа конструкции и варьируется в пределах 50-80 см.
- Расположение и ширина дополнительных полок могут быть самыми разными
Простая конструкция в виде буквы «А» (конструкция на трёх стойках), придуманная художниками эпохи Ренессанса. Это универсальный напольный раскладной мольберт, наиболее популярный в живописи. Он может быть стационарным и мобильным, использоваться дома и в студии.
Подходящий мольберт для обучения живописи, а также для выставок картин благодаря изящной конструкции. Однако такой мольберт не подходит для акварели и других водных техник, так как его нельзя повернуть горизонтально для того, чтобы работа высохла.
Настольный (для акварели)
Небольшие мольберты, которые для работы устанавливаются на стол, называют акварельными, хотя пишут/рисуют с них не только и не столько акварельными красками. Мольберт для акварели – отличный подарок ребенку, увлеченному рисованием. Его несложно сделать своими руками домашнему мастеру средней руки (мольберт; дети, как известно, делаются иным образом), а при небольшой модификации или если у чада родимого, что называется, перегорит, он может послужить и в другом полезном качестве.
Моьберты для акварели и чертежи детского мольберта-трансформера
Мольберты для акварели бывают планшетными (вверху слева на рис.) или рамными (внизу там же). Рамный настольный мольберт конструктивно сложнее, но, взяв его за основу, можно придумать детский мольберт-трансформер, чертежи которого даны на остальной части рис. По миновании надобности в изначальном качестве (напр., если ребенок начал писать уже с треноги) мольберт-трансформер преобразуется в детский рабочий столик (врезка внизу справа на рис.).
Тренога
Тренога – подставка на трёх точках опоры, основным достоинством которой является компактность, небольшой размер, легкость. Наименее устойчивый и не столь надёжный, как другие мольберты. Однако подходит для новичков, художников, работающих на улице и у заказчиков на дому.
Пуфик своими руками: ТОП-190 фото лучших схем и чертежей. Мастер-класс по изготовлению своими руками с полным описанием этапов работы
При выборе мольберта важно учитывать:
- на какой основе писать;
- с какими форматами предстоит работать;
- для кого нужен мольберт;
- где планируете писать – на улице или дома.
Если вы собираетесь работать на бумаге, то обязательно потребуется планшет (специальная доска), чтобы крепить листы. Единственный мольберт, у которого есть встроенный планшет – это хлопушка. К другим моделям нужно покупать его отдельно.
Для маленьких полотен (формат А4, А3) подойдут хлопушки, настольные и переносные модели, этюдники. Для средних работ размером до 1 м оптимальны А-образные мольберты (их также называют лирами). Для крупных работ с габаритами от 1-2 м советуем выбрать лиру или станковые мольберты. Если вы не можете определиться, то лучше всего взять лиру, это универсальный вариант.
Начинающему художнику не стоит тратиться на дорогой «навороченный» мольберт. Обычная лира или мольберт-хлопушка из необработанной сосны тоже отлично служат. Например, на лире вы с легкостью можете закрепить полотно размером до 1-1,5 м. Также новичкам подойдут треноги и переносные мольберты, хлопушки.
Для ребенка лучше всего приобрести мольберт-хлопушку, высота которого соответствует росту юного художника, чтобы он мог работать стоя и сидя. Эта модель есть практически во всех художественных школах. Она занимает мало места, удобна для хранения и рисования в разных техниках. Если ребенок предпочитает маленькие форматы, то для дома подойдут также акварельный столик или настольный мольберт.
Если вы любите рисовать в альбоме и не планируете переходить на более крупный формат, то обратите внимание на настольные модели и этюдники. Они подойдут также для работ размером 50х70 см.
Профессиональные художники с уже сложившимися вкусами и рабочими привычками предъявляют самые разные требования к мольбертам, и обычно в их мастерской можно увидеть несколько моделей: от походных этюдников до больших станков.
Для поклонников пленера и рисования на улице существуют специальные легкие переносные мольберты и планшеты, которые очень удобно носить с собой. Если вам нужно носить с собой краски, лучше обзавестись этюдником, имеющим ящик для инструментов и материалов.
В случае, когда мольберт нужен для работы дома или в студии, то подойдет любая модель, соответствующая площади помещения, которая удовлетворяет творческие потребности художника.
Студийный мольберт-станок в виде буквы «H»
Профессиональные художественные подставки, с расширенным, по сравнению с «лирой», функционалом. Такой мольберт имеет фиксаторы для холста, регулировки высоты и угла наклона для лучшего освещения.
Подходит для больших работ, благодаря жесткой конструкции и массивности. Может использоваться для работ в технике акварель и гуашь, если конструкция предусматривает поворот параллельно полу для сушки полотна.
Можно ли обойтись без мольберта?
Конечно, если Вы координальным образом решили обойтись без покупки мольберта для рисования, то в таком случае стоит использовать исключительно небольшие форматы бумаги и холста для своих работ. Ведь это единственный вариант работы, при котором можно постараться обустроить свое художественное рабочее место без покупки мольберта. С маленьким форматом бумаги или холста легче устроить рабочее место на обычном столе, но не стоит забывать о том, что все-таки Вы будете видеть свою работу с искажением из-за перспективы.
Вторым условием для рисования без мольберта, которое прийдется учитывать, становится отсутсвие рисования с натуры. Горизонтальная поверхность для рисования крайне неудобна для переноса пропорций при помощи карандаша или других приспособлений.
Этюдник
Этюдник предназначен для пленэров – работе на природе. Это переносной мольберт, который можно носить на плече или спине, как рюкзак. Конструкция мольберта представляет собой ящик для хранения и переноса бумаги, краски, кистей.
Складные ножки позволяют легко транспортировать мольберт и быстро собирать его на природе.
Двусторонний
Двусторонние мольберты подойдут для использования в классах по рисованию. Потребуется минимум деталей. Изготовить его легко и просто, даже ребенок сможет принять в этом участие.
- Напилить 4 бруса одинаковой высоты, 2 бруса длиной 50 см, 2 штуки по 40 см, сделать один круглый брус длиной 60 см (на нее надевается рулон бумаги) – эти вещи понадобятся для изготовления двустороннего мольберта.
- Найти центр у длинных опор, саморезами к ним прикрепить поперечины длиной в 50 см.
- Просверлить боковые брусья для круглой рейки, на которую надевается бумага.
- Вырезать лобзиком запил в дереве под шуруп. Так как боковой брус цепляется за крючок на вторую стойку. Это сделано для быстрого разбора хлопушки и удобства хранения.
- Прикрепить эти 2 бруса шурупами с одной стороны, а с другой повесить на саморез.
- Вставить рулон бумаги в отверстие на брусьях.
- Прикрепить фанерные листы с обоих сторон шурупами.
- https://o-krohe.ru/tvorchestvo/molbert-svoimi-rukami/
- https://handsmake.ru/molbert-chertezhi-s-razmerami.html
- https://homius.ru/molbert-svoimi-rukami.html
- https://vopros-remont.ru/obshhie-voprosy/molbert/
Мольберт-мачта
Мольберт-мачта – лёгкий мольберт, предназначенный для экспозиций.
Как сделать копилку своими руками — лучшие способы изготовления копилки своими руками. Подробный мастер-класс для начинающих с фото и видео
Украшение торта: ТОП-170 фото лучших идей украшения торта в домашних условиях + инструкция для начинающих с простыми схемами
Преимущества самодельного мольберта
Экономия и возможность изготовления мольберта по индивидуальным запросам – это основные плюсы в его самостоятельном изготовлении.
При всём богатстве выбора у художника, особенно начинающего, часто возникает вопрос, на что потратить средства, отложенные на хобби: на качественные краски, кисти, бумагу, холст или приобрести мольберт?
На красках и кистях экономить не стоит, так как их выбор отразится на качестве работы, а вот изготовить мольберт своими руками в домашних условиях вполне посильная задача.
Что такое мольберт?
Самый первый мольберт для рисования для художников ученые датируются еще эпохой Античности. Само же название происходит от немецкого слова malbrett, что в переводе означает доска для рисования. Современный мольберт – это особая конструкция из дерева, металла или древесно-стружечного материала, которая помогает вертикально или под некоторым углом располагать материал для работы художника.
Однако область применения конструкции не ограничивается лишь мастерскими. Существует особая разновидность выставочного мольберта, которая имеет эстетичный внешний вид и служит подставкой для картин на выставках и в витринах магазинов. Выделяют также детские и презентационные мольберты, на которых можно писать и рисовать маркерами или мелками.
Для чего нужен мольберт?
Такой инструмент помогает удобно располагать полотно, подстраиваясь под индивидуальные предпочтения художника. Мольберт для рисования для детей или взрослых имеет ряд изменяющихся параметров:
- Изменение высоты. Это очень важный параметр, так как художникам бывает удобно работать сидя или стоя, рост мастеров тоже разнится, как и размер полотен.
- Угол наклона холста или бумаги. Этот параметр тоже может изменяться, причем в некоторых случаях бывает необходимо выставить отрицательный наклон полотна.
- Дополнительные полки и подставки для расходных материалов – красок, кистей, карандашей и палитр, нужны не всем, поэтому конструкторы в современных моделях проектируют съемные ниши.
- Для больших и тяжелых полотен мольберт для рисования может иметь специальные противовесы и лебедки.
- Возможность установки дополнительного освещения непосредственно над картиной тоже является удобным бонусом.
Материалы и инструменты для самодельного мольберта
В домашних условиях можно использовать любые имеющиеся материалы:
- столярную плиту (подойдет также столешница, дверца шкафа),
- рама,
- лист фанеры,
- доска,
- деревянные бруски,
- металлический профиль,
- полипропиленовая труба.
Как сделать домик из картона: 140 лучших фото детских поделок своими руками + пошаговая инструкция изготовления с простыми схемами
Но наиболее практичным и доступным является такой материал как деревянный брус, преимущественно, из сосны. Бук – идеальный материал для мольберта, используется в элитных долговечных моделях.
При работе с деревом стоит подготовить такие расходные материалы для скрепления деталей как:
- саморезы,
- финишные гвозди,
- болты и гайки,
- рояльные петли (навесы),
- мебельные откидные кронштейны,
- замочки,
- защёлки,
- крючки.
Также в работе понадобится клей ПВА «Столяр» (можно воспользоваться и универсальным густым ПВА), лак акриловый или любой другой для защиты поверхности древесины.
Основной набор инструментов включает в себя:
- пилу,
- лобзик,
- ножовка по дереву,
- шуруповёрт или отвёртка,
- дрель с набором свёрл разного размера,
- молоток,
- шлифовочная машинка или ручные приспособления для ошкуривания (наждачная бумага).
В представленных ниже мастер-классах предлагаются этапы изготовления наиболее подходящих для начинающих художников мольбертов, не требующих особых усилий.
Разделение мольбертов по материалам изготовления
В большинстве случаев от материала, из которого сделан мольберт, его прочность и надежность не зависят. Куда важнее продуманность и качество узлов неподвижных и подвижных соединений. От материала зависят эстетическая составляющая, комфорт в уходе ну и цена.
Сосна
Один из самых доступных материалов для производства мольбертов. Недорогие мольберты, от которых требуется функционал делаются из хвойной древесины. Такие инструмент хороши для рисования и для простых выставок, однако из-за трудности качественной отделки и низкой износостойкости получить мольберт “элитного” внешнего вида из сосны довольно трудно.
Береза
Технические характеристики березового бруса высоки, но эстетическая составляющая оставляет желать лучшего: древесина блеклая и не имеет интересного рисунка. Как правило, такие мольберты чуть “опрятнее” сосновых, несколько дольше сохраняют “товарный” вид, но в целом служат почти столько же и так же, как и более дешевые собратья их хвойных пород дерева.
Один из самых лучших материалов для производства мольбертов. Европейские гранды мольбертостроения используют именно эту породу.
Бук – очень плотная и прочная древесина. Мелкая, равномерная структура позволяет получать аккуратные гладкие поверхности. Для защиты поверхности мольберты натирают маслосодержащими составами: от загрязнений при интенсивной художественной работе это не убережет, но при хранении и эксплуатации в выставочном режиме внутри поверхность мольберта из-за такого покрытия остается красивой значительное время.
Зачастую при изготовлении мольбертов из бука используется качественная латунная фурнитура. Все вместе это дает отличный внешний вид, высокую износостойкость и весьма солидную цену.
Фанера
Материал с прекрасными техническими и низкими эстетическими характеристиками. Фанера прочна даже при небольшой толщине. Изготовить плоские детали, даже сложной формы, проще, чем из массива. Особенно хороша фанера в производстве ящичных конструкций: недорогие этюдники делаются именно из данного материала. Но стоит признать, что выглядит фанера менее интересно в сравнении с классической древесиной.
Классический материал для любых элитных деревянных изделий. На сегодняшний день используется крайне редко – в основном при производстве дорогих выставочных мольбертов. Во времена, когда мольберты не были массовым товаром, а изготавливались поштучно, дуб использовался и для изготовления тяжелых художественных станков.
Массив дуба существенно дороже массива бука. При этом обрабатывается несколько хуже. Однако красота и прочность данного классического материала неоспорима.
Рябина
Аналог бука на Североамериканском континенте. Мольберты из этой древесины прочны, красивы и дороги.
Бамбук
Аналог бука у азиатских производителей. Конечно же, имеется ввиду не просто привычные всем бамбуковые палки, а склеенное в щиты и бруски бамбуковое волокно. Изделия из данного материала очень стойки к влажной среде и механическим повреждениям. Материал довольно сложен в производстве. Вкупе с транспортными расходами из Азии цена на мольберты из бамбука оказывается сопоставимой со стоимостью хороших европейских моделей из бука.
Сталь
Прочный тяжелый металл используется в производстве качественных полевых треног и выставочных мольбертов. Подставки из этого материала надежный, устойчивы, позволяют получать формы, недоступные древесине: например, изящные мольберты из тонких прутьев с массой плавных изгибов можно получить только из стали.
Существуют и классические по форме металлические художественные подставки. Особых преимуществ перед деревянными у них нет.
Алюминий
Легкий, но относительно мягкий материал. Используется при производстве недорогих полевых треног. Основные достоинства мольбертов из алюминия: очень низкая масса (легко транспортировать), небольшая цена, атмосферостойкость, красота. Недостатки: очень низкая масса (при работе с массивными полотнами подставка должна быть инертной и устойчивой), низкая надежность (мягкость этого металла приводит к выходу из строя трущихся или находящихся под давлением узлов).
Для редкой работы на улице мольберты из алюминия – идеальный вариант.
Пластики
Данный материал не был известен во времена торжества величайших живописцев. Поэтому почти и не используется в весьма консервативной области мольбертостроения. Тем не менее, современные выставочные условия, где традиции художественного ремесла не так важны, требуют и современных технологий. Пластмассы позволяют создавать интересные с визуальной точки зрения подставки.
Также пластик активно используется при изготовлении офисных и детских мольбертов.
Мольберт Лира
Современные варианты этого классического складного мольберта могут быть настольными или устанавливаться на полу. Передняя часть мольберта изготавливается из трех вертикальных брусков и двух поперечных, соединенных между собой в виде буквы А.
Пошаговая инструкция изготовления:
Подготовить центральную рейку длиной примерно 1500 мм, две боковые рейки длиной около 1700 мм и заднюю опорную рейку длиной 1600 мм. Подготовить две поперечные рейки длиной 400 мм и 55 мм, закрепить их на центральной реке перпендикулярно ей: реку длиной 55 мм внизу, рейку длиной 40 мм — на расстоянии 55 мм от верхнего края.
Закрепить боковые рейки с конструкцией так, чтобы центральная планка выступала над боковыми рейками вверх, как на рисунке. Установить полочку для поддержки картины перпендикулярно. Соединить с помощью рояльной петли опорную ножку с центральной рейкой.
В процессе работы ножка фиксируется с помощью шнура, цепочки и т.д. Мольберт быстро устанавливается, подходит для набросков, учебных работ в студиях, где в конце работы мольберты убираются в шкаф.
Мольберт из картона
Самым простым и быстрым способом считается изготовление мольберта своими руками из картона.
Такие подставки для картин очень легко складываются и требуют минимум места для хранения.
Что необходимо подготовить
Для создания картонного мольберта потребуются:
- картонные коробки квадратной формы с размерами не менее 18х18х16 см;
- малярный скотч;
- ножницы;
- канцелярский нож;
- двусторонняя липучка.
Для закрепления листов дополнительно понадобятся скотч или несколько канцелярских зажимов.
Процесс изготовления
Рабочий процесс по созданию самодельного картонного мольберта состоит из следующих этапов:
1. У картонной коробки удаляют её верхние и нижние части, а боковые стороны разрезают по противоположным граням. В итоге получатся две детали, состоящие из соединённых сторон коробки. Обрезки картона можно сохранить для будущих шедевров.
Из одной картонной коробки можно смастерить два мольберта
2. Малярный скотч разрезают на два отрезка длиной около 26 см. Одну заготовку следует приклеить к внутренней поверхности одной из сторон будущего мольберта, сложить его пополам и прикрепить к наружной поверхности картона так, как это показано на фото.
Описанную манипуляцию проделывают и со вторым отрезком малярного скотча.
3. Небольшой кусок двусторонней липучки прикрепляют одной стороной к малярному скотчу, а другой — к наружной поверхности второй.
Листы бумаги для рисования на такой мольберт можно приклеить с помощью скотча или прикрепить канцелярскими зажимами.
Хлопушка
Для мольберта-хлопушки понадобится изготовить две одинаковые стойки в виде рамы высотой 1200-1700 мм, которые можно легко складывать друг с другом. Размер мольберта зависит от возраста заказчика и условий использования (для рисования стоя или сидя на стуле).
Рамки изготавливаются из просушенного бруска прямоугольного сечения (50 на 20 мм).
Пошаговая инструкция изготовления:
Вырезать из листа фанеры толщиной 6-8 мм полотно размером 600 на 700 мм. Заготовить 4 бруска длиной 1200-1700 мм, 6 брусков длиной 500 мм, 1 брусок длиной 600 мм.
Собрать из двух длинных и трех коротких брусков рамки с помощью саморезов. Одним коротким бруском соединить длинные бруски в верхней части, вторым на высоте 650 мм от верха, третьим – усилить конструкцию внизу, прикрутив на расстоянии 100 мм снизу. Повторить те же действия со второй рамкой. Прикрутить брусок длиной 600 мм вертикально внутри верхней части рамки для усиления конструкции.
Закрепить лист фанеры на второй рамке. По желанию, выпилить и присоединить полочку из остатков фанеры шириной 150 мм. Соединить готовые рамки в верхней части с помощью рояльных навесов.
7.Выполнить из реек сечением 20 на 12 мм фиксаторы длиной около 50 см, закрепить на ножках с помощью болтов, барашков, шайб и гаек. Такой крепёж позволит быстро собирать и разбирать мольберт для перемещений и хранения.
Еще один трансформер
В быту нередко встречается устройство, также обладающее большим потенциалом трансформации – фото/видео штатив. Применительно к теме данной статьи это значит, что на его основе можно сделать мольберт, сочетающий в себе полезные качества треного и лиры. Причем самый штатив не потеряет пригодности к использованию по прямому назначению. Что весьма ценно, т.к. творческая фотография и живопись родственные виды искусства.
Примечание: видеоштатив отличается от современного фотографического только расстоянием между осями штативного винта и подпружиненного штыря, удерживающего камеру от проворота. Но прежде без этого штырька прекрасно обходились, так что на видеоштатив можно ставить фотокамеру, и наоборот.
Современные штативы для использования как мольберты практически никакой переделки не требуют: их интегрированная поворотно-наклонная штативная головка – отличный верхний захват для живописного полотна. Достаточно прикрепить к ногам винтовыми хомутами штатива опору полотна из отрезка металлического уголка (поз. 1 на рис.), и легкий, удобный, надежный передвижной мольберт готов.
Как сделать мольберт из фото/видео штатива
Со стационарным мольбертом из штатива дело еще проще: нижнюю опору, она же полка, вырезают из фанеры, как показано на поз. 2. Ее упорами снизу будут соединители колен, из которых состоят ноги штатива, а устойчивость полке придаст само полотно, поджатое сверху наклоненной штативной головекой. Как фотоштатив превратить в походный мольберт, более легкий и удобный в переноске, чем этюдник, см. также ролик:
Видео: переносной мольберт своими руками
Функционал штатива-мольберта можно расширить до недостижимого на традиционных мольбертах по способу, показанному на поз. 3. Штатный штативный винт с резьбой 1/4” (машинной, не трубной!) вывинчивается, если потянуть его на себя; он обычный невыпадающий, и потом его можно завернуть обратно. Поскольку головка болта на живописном планшете ни к чему, на штативную площадку крепится опорная, в которой утоплена головка болта, и уже к ней планшет, поз. 4. Теперь его (планшет) можно поднимать-опускать, наклонять и поворачивать как угодно. Хотите писать небо с натуры, лежа на спине – пожалуйста, с мольберта-штатива и это возможно. А если вдвинуть ноги полностью, получим отличный настольный мольберт из штатива, поз. 5.
Мольберт из фото/видео штатива выдержит и техническое живописное полотно (подрамник с загрунтованным холстом) размерами до прим. 1х1,5 м, но для его установки придется сделать приспособление, устройство которого показано на рис:
Приспособление для установки на мольберт из штатива подрамника с холстом для живописи
Опорная площадка выполняется из 6-10 мм фанеры 2-х ярусной, как показано в разрезе на поз. 1. Ее размеры прим. 20х25 см; вынос установочного бортика прим. 2-2,5 см. Соответственно площадке делается 3-х ярусная обойма, плотно надевающаяся на площадку сверху. Обойму крепят с тыльной стороны полотна, как показано на поз. 3, ставят его на площадку – и можно писать небо с натуры.
Хороший штатив все-таки недешев, хотя стоит много меньше мольберта. По случаю можно приобрести совсем недорого старый советский штатив, но при его переделке в мольберт возникнут определенные трудности, т.к. некоторые ответственные детали «совштативов» формовались из хрупкого тонкого силумина. Перво-наперво нужно вывинтить рукоять наклона головки, высверлить ответную резьбу в ее гнезде, бывшую резьбовую часть опилить по длине насколько возможно (показано красной стрелкой на поз. 1 след. рис.) и фиксировать наклон головки гайкой-барашком, навинченной на теперь выступающий хвостовик рукояти наклона (зеленая стрелка). Без этого многие советские штативы не держали и «Зенит-Е» с портретником «Гелиос-40»: или камера «клевала носом», или резьбу на силумине слизывало, или он самый лопался. Не доработанный старый штатив вряд ли удержит в нужном положении и фанерный планшет 40х60 см, а уж полотно точно провернется вниз до упора.
Особенности переделки в мольберт старого советского фотоштатива
Далее, штативная площадка старых штативов несъемная. Поэтому снимаем штатный переходный винт с 3/8” (старая штативная резьба) на 1/4” (зеленая стрелка на поз. 2. Винт на 3/8” тоже невыпадающий и держится вроде бы только накладкой из текстолита (поз. 3) или тонкой стали с радиальным разрезом, но вытащить винт не получается: его головка упирается в неразборную силуминовую опору. Которая, кстати, тоже часто лопалась, и ее приходилось чинить всякими-разными способами, что и видно на поз. 4. Но винт 3/8” все равно не извлекался, разве что опору нужно было бы сломать совсем. Нет, не нужно. Надо бокорезами №4 (или №2 — №3, у кого руки-крюки) аккуратно обкусать фасонную гетинаксовую головку винта 3/8” (красная стрелка на поз. 4), и тогда его латунный сердечник «со скирипом», но вытаскивался. Во конструкция! Чисто советская в худшем смысле. Ну, а после этого поставить на штатив опорную площадку под планшет или полотно уже можно как описано выше.
Примечание: под мольберт лучше все-таки приспосабливать современный фото/видео штатив. Он много прочнее и легче старья, а его несущая способность позволяет ставить на штатив не только планшет или полотно, но и весь этюдник; в т.ч. самодельный недорогой удобный, см. напр. видео:
Видео: этюдник своими руками
что еще почитать:
Чехлы на стулья: выбор схемы пошива и ткани, раскрой, примеры выкроекЧехол на кресло: как самостоятельно снять лекала, раскроить и сшить различных видовШкатулка: материалы, изготовление самостоятельно простых и посерьезнее, декор, секреты Вывести все материалы с меткой:
Перейти в раздел:
Тренога
Простейший мольберт тренога изготавливается в домашних условиях за очень короткое время. Он может быть любого размера и использоваться для экспозиций и для рисования. Для изготовления треноги среднего размера понадобится квадратный брус сечением 40 мм и болт длиной 140 мм, диаметром 10-12 мм.
Пошаговая инструкция изготовления.
Подготовить три одинаковых бруска длиной 1400 мм для ножек и один брусок длиной 1000 мм для опоры. Просверлить в верхней части брусков отверстия для болта, соединить детали между собой с помощью болта и гайки-барашка, как на рисунке. Отверстия для болта на двух передних ножках выполняются чуть больше диаметра болта.
Средняя ножка является задней опорой мольберта, отверстие для болта просверливается точно по диаметру, чтобы ножка свободно отходила назад, но сохранялась устойчивость конструкции. Закрепить брусок длиной 1000 мм на передних ножках. Вид конструкции спереди напоминает букву А.
Дополнительно можно соединить передние ножки с задней с помощью шнура или цепочки.
Мольберты
|
КАКИЕ МОЛЬБЕРТЫ БЫВАЮТ?
Классификации мольбертов могут быть самыми разными. Многие производители по-своему классифицируют свои мольберты. Мы разработали упрощенную классификацию, предназначенную для использования на нашем сайте:
Основные характеристики мольбертов:
- Вид
— напольный; настольный - Тип конструкции
— Лира; Станок; Тренога; Трансформер; Палочный; Хлопушка; Каркасный; Планшетный - Размер
– малый; средний; большой - Мобильность
— студийный; полевой; универсальный; портативный, складной - Назначение
– демонстрационный; масло, акрил, графика; акварель; универсальный - Уровень
– Академия; Профи; Профи Премиум - Материал
– бук; береза; сосна; хвоя; вяз; металл; комбинированный - Производители
– Cappelletto (Италия); Mabef (Италия); Jullian (Франция); Fome (Италия); Artgooru (Россия); Художественные материалы — «ХМ» (Россия); Сонет (Россия); Альбатрос (Россия); Прохоров (Россия); Малевичъ (Россия, Китай); Pinax (Китай)
Технические особенности мольбертов:
- Возможные дополнительные углы наклона – отрицательный; горизонталь; отрицательный + горизонталь; любой
- Тип мачты — выдвижная; неподвижная; две выдвижных
- Механизм перемещения по высоте – ручное перемещение мачты; ручное перемещение подставки под холст по мачте, ручное перемещение шканта
- Фиксатор перемещения по высоте – защелка; трещотка; штырь пружинный; винт «барашек»; шпилька и винт «барашек»; рукоятка; шканты
– мольберт на трех ножках, передние ножки которого, соединенные несколькими планками, сходятся в верхней части и образуют рабочую раму мольберта в форме трапеции. Задняя ножка, как правило, подвижная. Перемещением задней ножки мольберта регулируется рабочий угол наклона мольберта. Такая конструкция обеспечивает достаточную устойчивость и в то же время легкость мольберта. Иностранные производители иногда называют такой тип мольбертов – «А-мольберты».
Мольберты Лира обычно оборудованы выдвижной или неподвижной мачтой и механизмом перемещения холста по высоте. Кроме того, в некоторых мольбертах предусмотрена возможность отклонения холста на отрицательный угол к вертикали – «на художника». При этом «свежие» картины, написанные маслом, можно сушить прямо на мольберте накинув сверху пленку или ткань для защиты от пыли без опасения размазывания краски.
Как правило, мольберты Лира не имеют возможности горизонтальной установки рабочей поверхности, что несколько ограничивает сферу их применения при использовании «мокрых» техник живописи – акварели или гуаши.
Холст на подрамнике или планшет опирается на нижнюю полку мольберта, закрепленную на мачте, и прислоняется к поверхности передних ножек. Верхняя часть холста закрепляется зажимом.
Мольберты Лира используются в стационарных условиях, но благодаря тому, что такие мольберты занимают не много рабочего места, они популярны среди начинающих художников, художников любителей и хоббистов. Для размещения мольберта не обязательно иметь студию, достаточно выделить несколько квадратных метров в комнате. Мольберт Лира может использоваться в углу помещения. В сложенном состоянии Лира превращается в высокую плоскую конструкцию, которую можно хранить даже за шкафом.
► Видеопример мольберта типа «Лира»
– профессиональный мольберт на устойчивом основании с параллельными стойками, соединенными в раму несколькими планками. Такая конструкция обеспечивает отличную устойчивость мольберта. Иностранные производители иногда называют такой тип мольбертов – « Н – мольберты».
Станки обычно оборудованы выдвижной или неподвижной мачтой и удобным механизмом перемещения холста по высоте. Рама мольберта может отклоняться в довольно широком диапазоне углов, как правило, включая отрицательный. Благодаря этому «свежие» картины, написанные маслом, можно сушить прямо на мольберте накинув сверху пленку или ткань для защиты от пыли без опасения размазывания краски.
Мольберты — станки не имеют возможности горизонтальной установки рабочей поверхности, что несколько ограничивает сферу их применения при использовании «мокрых» техник живописи – акварели или гуаши.
Холст на подрамнике или планшет опирается на подставку, закрепленную на мачте и на раму мольберта. Обычно с подставкой совмещена полка для принадлежностей, кистей, красок и других мелких предметов и аксессуаров.
Станки отличаются удобством использования, устойчивостью и значительными габаритами. Для работы с таким мольбертом необходимо иметь достаточно места. Профессиональные художники в своих студиях обычно используют мольберты именно этого типа. Основательная, функциональная и хорошо продуманная конструкция позволяет художнику сосредоточиться именно на творчестве не тратя лишние усилия и время на закрепление и перемещение холста в процессе работы.
– переносной складываемый мольберт штативного типа на трех ножках. Используется для демонстрационных работ и на пленэрах. Легкий, портативный, обладает ограниченным уровнем устойчивости. В сложенном состоянии занимает немного места и помещается в сумку средних размеров. Иностранные производители относят такой тип мольбертов к «полевым» мольбертам.
Треноги обычно имеют три телескопические ножки, регулируемые по высоте и подвижную мачту, закрепленные на одной оси. Угол наклона мольберта регулируется положением мачты. Рабочие углы наклона холста любые — от небольшого отрицательного до горизонтали. Благодаря этому мольберты – треноги универсальны. На них удобно работать не только с маслом и акрилом, но и с акварелью, гуашью и пастелью.
Холст на подрамнике или планшет опирается на небольшие подставки на передних ножках мольберта, или на нижний упор мачты. На мольбертах – треногах обычно работают с холстами небольших и средних размеров. Для больших холстов, некоторые производители выпускают усиленные треноги.
Необходимо иметь ввиду, что мольберты — треноги обладают низким уровнем устойчивости и не очень удобны для работы в стационарных условиях. Большое значение для устойчивости мольберта имеет материал, точность изготовления и хорошая фурнитура. Несомненно, это касается любых видов мольбертов, но именно треноги наиболее чувствительны к качеству изготовления.
Лучший материал для изготовления деревянных треног – бук. Существуют также металлические треноги, которые удобны, практичны и достаточно прочны.
Благодаря «воздушной» конструкции и небольшим габаритам в разобранном виде, мольберты – треноги популярны для использования на выставках, особенно передвижных.
– универсальный студийный мольберт имеющий возможность и наклонно-вертикального и горизонтального расположения рабочей поверхности. Конструкции трансформеров различны, но их объединяет способность держать холст или планшет под углами необходимыми для работы с различными техниками живописи. Иностранные производители иногда называют такие мольберты «конвертируемыми» или «гибридными».
Трансформеры удобны для художников работающих и маслом или акрилом, и акварелью, гуашью или пастелью. Как правило, трансформеры используются для написания картин средних размеров.
Конструкция трансформеров достаточно сложная и желательно использование таких мольбертов от известных производителей, поскольку требования к качеству изготовления и применяемым материалам и фурнитуре высоки. Хороший трансформер будет радовать художника своей универсальностью и удобством использования.
– простейший мольберт тренога, собираемый из планок. Как правило, палочный мольберт состоит из набора из восьми планок и крепежных винтов. Палочные мольберты используют в качестве демонстрационных или при обучении азам живописи.
Каждая ножка состоит из двух планок, соединенных между собой винтами. Ножки вверху зафиксированы винтом или шпилькой. Подставка под холст или планшет также собирается из двух планок и крепится на необходимой высоте к передним ножкам мольберта. Холст не фиксируется и свободно стоит на подставке, прислоняясь к ножкам мольберта.
Основными достоинствами таких мольбертов является портативность и низкая цена.
МОЛЬБЕРТ «ХЛОПУШКА»
– мольберт начального уровня, представляющий собой раму или планшет, стоящий под наклоном на четырех ножках. Угол наклона планшета может регулироваться за счет перемещения задних ножек мольберта. Мольберт хлопушка применяется в художественных школах и изостудиях, однако, может быть использован и для домашних занятий живописью.
Конструкция мольберта проста и не требует использования особо качественных материалов. За счет этого мольберты – хлопушки достаточно дешевы. Как правило, хлопушки снабжены планшетом из фанеры, на котором удобно закреплять листы бумаги или картона. Некоторые модели хлопушек имеют съемный планшет, вместо которого можно закрепить холст на подрамнике. При этом холст не фиксируется и свободно стоит на подставке, опираясь на раму мольберта. Высота установки стационарного планшета не регулируются, а съемные планшеты могут иметь несколько фиксированных положений по высоте.
Основным достоинствами такого мольберта являются низкая цена и практичность.
– настольный мольберт, представляющий собой раму с опорой на отставную ножку. На мольберте можно закреплять планшет или холст на подрамнике небольшого или среднего размера.
Каркасный мольберт имеет простую конструкцию и ограниченную функциональность. Не смотря на это, мольберт отлично выполняет свои функции и широко используется при обучении живописи и художниками — любителями.
– настольный планшет, имеющий отставляемую ножку. Угол наклона планшета регулируется передвижением отставленной ножки. Некоторые модели могут быть снабжены подвижным верхним зажимом для внешнего планшета или холста на подрамнике. Планшет изготавливается из массива дерева.
Лист бумаги или картона крепится на планшете мольберта при помощи кнопок. При наличии верхнего зажима и подставки для холста, на мольберте можно закрепить холст на подрамнике или внешний планшет, большего размера, чем планшет мольберта.
Планшетный мольберт относится к разновидности универсальных настольных мольбертов, удобных в использовании при работе с небольшими картинами.
МАЧТА МОЛЬБЕРТА
Большинство напольных мольбертов имеют мачту или, как ее еще называют, штангу. Мачты бывают выдвижными и неподвижными. На мачте крепятся подставка для установки холста и зажим для фиксации верхней части холста.
Выдвижная мачта обеспечивает удобное перемещение холста по высоте. При этом подставка под холст, как правило, перемещается вместе с мачтой. Если мачта мольберта неподвижна, перемещение холста по высоте возможно только при перемещении подставки вдоль мачты. Это, как правило, не очень удобно и достаточно долго. Конструкция верхнего зажима холста – бегунка на всех мольбертах практически одинакова. Бегунок может передвигаться вдоль мачты и фиксируется винтовым фиксатором.
На мольбертах высокого класса, мачта может быть составная или иметь вкладку для увеличения возможной высоты холста.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ УГОЛ НАКЛОНА МОЛЬБЕРТА
Как правило, положение рабочей части мольберта при работе маслом или акрилом – наклонно вертикальное. Холст или планшет наклонен под углом к вертикали «от художника» для обеспечения удобства работы. Однако такое положение холста не позволяет сушить «свежую» масляную краску, нанесенную на картину, без риска осаждения пыли. Некоторые конструкции мольбертов позволяют наклонить рабочую часть «на художника». Таким образом, если на верхнюю часть картины накинуть защитную пленку или ткань, — картина будет защищена от пыли без риска повреждения «свежей» краски.
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОЛЬБЕРТА
Для некоторых «влажных» техник живописи, таких как работа акварелью или гуашью важно, чтобы краска легкой консистенции не стекала по бумаге после нанесения. Для этого, лист бумаги или картона, закрепленный на планшете должен располагаться горизонтально. Мольберты, предназначенные для такого вида работ, позволяют переводить рабочую часть в горизонтальное положение.
КАКОЙ МЕХАНИЗМ РУЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ХОЛСТА ПО ВЫСОТЕ НАИБОЛЕЕ УДОБЕН?
Перемещение холста по высоте – важный элемент в работе художника, особенно при работе с картинами средних и больших размеров. Если мольберт оборудован соответствующим механизмом, художник без труда может работать с любой частью картины на удобной ему высоте. Перемещение холста может быть ручным и электрофицированным.
Наиболее удобным механизмом ручного передвижения холста по высоте является зубчато-реечный механизм перемещения мачты с фиксатором типа трещотка
. Для перемещения холста по высоте достаточно потянуть за стопорное кольцо механизма фиксации, переместить мачту мольберта, а вместе с ней и холст на нужную высоту и отпустить кольцо. При перемещении по вертикали угол наклона холста не изменяется.
Такое техническое решение позволяет художнику практически без усилий и затрат времени поднимать и опускать холст на нужную высоту в процессе работы над картиной.
ЗАЧЕМ ВЫ УДЕЛЯЕТЕ СТОЛЬКО ВНИМАНИЯ ОПИСАНИЮ ТИПОВ ФИКСАТОРОВ МОЛЬБЕРТА?
Мольберт достаточно сложный и продуманный технический объект, призванный максимально облегчить труд художника. При работе над картиной художник может менять высоту ее расположения, угол наклона, снимать с мольберта и ставить холст на место. При этом картина должна быть надежно закреплена. Для этого существуют зажимы и узлы разного вида. Как правило, они фиксируются различными винтовыми фиксаторами.
Наиболее удобными в использовании винтовыми фиксаторами являются круглые или фигурные ручки большого размера, к которым можно не прилагать значительных усилий при откручивании или закручивании. На мольбертах класса Профи — Премиум используются деревянные ручки
, которые удобны и красиво выглядят. Менее удобно работать с фиксаторами
«барашек»
или
«плоский барашек»
, особенно в узлах требующих сильной фиксации. Чем размер «барашка» больше, тем приятнее с ним работать.
Имеет значение также, какое количество фиксаторов необходимо использовать при той или иной операции. Чем фиксаторов меньше, чем они удобнее – тем проще работать художнику.
Большое значение имеет материал, из которого изготовлены фиксаторы. Наиболее приятной в работе и долговечной является фурнитура из латуни. Железные и алюминиевые фиксаторы менее удобны и могут быстрее приходить в негодность.
При выборе мольберта, обращайте внимание на фиксаторы, на их тип, материал изготовления и размеры. Удобство работы с мольбертом складывается из мелочей.
В нашем интернет-магазине вы можете купить мольберты по цене от 150 руб.
ПОЧЕМУ ЦЕНА ПОХОЖИХ ВНЕШНЕ МОЛЬБЕРТОВ МОЖЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТЛИЧАТЬСЯ?
Мольберты – своего рода произведения инженерного искусства. Хороший мольберт не заметен во время работы. Он как бы «угадывает» желание художника и помогает ему. На хороший мольберт приятно смотреть, а еще приятнее его касаться. Качественная структура применяемой древесины, шелковистость поверхности, закругленность деталей, прочная и долговечная фурнитура, устойчивость и отсутствие люфтов – все это отличает мольберты высокого класса от их более дешевых собратьев.
В эпоху, когда все уже придумано, конструкции мольбертов одного типа внешне отличаются друг от друга не значительно. Выбирая мольберт нужно доверять либо собственным ощущениям, либо, если это не возможно, доверять известным торговым маркам. Итальянские и французские фирмы – производители мольбертов являются флагманами на этом рынке. При наличии достаточных средств, лучше отдать предпочтение более дорогому продукту. Ведь хороший мольберт прослужит долго и будет радовать вас постоянно, а сиюминутная экономия будет постоянно напоминать о себе мелкими разочарованиями…
Для работы на мольберте так же могут понадобиться: планшет, бумага для рисунка и графики, ватман, кнопки для планшета, ящик для красок, зонт, стульчик и др. Также в нашем интернет-магазине вы можете купить холсты по цене от 25 руб. Все необходимые материалы можно найти в нашей сети.
Настольный мольберт
Определившись с моделью и подготовив материалы и инструменты, желательно подготовить эскиз или чертёж изделия. Для этого можно воспользоваться предложенными картинками чертежей.
Размер мольберта выбирается в соответствии с форматом бумаги для рисования А4 или А3. Для работы нужно подготовить сухой брус, лист фанеры, рояльную петлю и шурупы.
Пошаговая инструкция изготовления:
Вырезать из листа фанеры прямоугольник по размеру листа бумаги, оптимально формата А3.
Изготовить из брусков сечением 40-50 мм прямоугольное основание с пазами для упора, с помощью которого изменяется наклон листа фанеры. Размер готовой рамки при складывании мольберта будет примерно соответствовать листу фанеры или быть чуть меньше его. Ширина пазов соответствует ширине брусков, из которых выполнен упор.
Упор — рамка из брусков сечением чуть меньше ширины запилов на основании мольберта. Верхнюю часть упора лучше изготовить из скругленного бруска или металлической шпильки, чтобы обеспечить подвижность конструкции.
На задней части фанеры закрепить отрезок бруса с выполненным в нем внутренним пазом для верхней части упора. Вставить брусок или шпильку в паз, соединить с оставшимися 3-мя брусками.
Соединить лист фанеры с готовым упором и основание с запилами при помощи рояльной петли. Такое крепление позволит изменять угол наклона и складывать мольберт для хранения. По желанию прикрутить внизу листа фанеры полочку для красок и кистей.
К нижней части основы можно приклеить куски кожи или войлока, чтобы защитить стол от царапин.
Аналогичным образом можно изготовить похожий мольберт, в котором вместо листа фанеры (при её отсутствии) используется рамка из брусков.
Разделение мольбертов по используемым творцом материалам (для художественных мольбертов)
Четкой градации мольбертов по техникам рисования нет. Можно выделить какие-то требования, предъявляемые к художественным подставкам, возникающие в зависимости от свойств того, чем творят.
Акрил, масло, аэрография
Классические густые краски не текут на вертикальной поверхности. И многовековая практика живописцев всего мира показала, что именно в вертикальном положении картины писать удобнее всего. В основном для работы с маслом, а впоследствии и с художественным акрилом были придуманы мольберты. Поэтому подавляющее художественных подставок предназначены как раз для написания картин данными материалами. Любой мольберт, удерживающий холст в вертикальном или почти вертикальном положении, подходит для классической масляной живописи.
Аэрография – совсем не классическая техника, но требования к расположению поверхности похожие. Быстро сохнущую воздушно-красочную смесь удобно наносить на вертикальную поверхность. Любой мольберт, позволяющий удерживать раскрашиваемую поверхность в таком положении, годен для аэрографии.
Наиболее распространенные типы мольбертов для означенных в заголовке направлений: мольберты-лиры, мольберты с Н-корпусами, художественные станции, “ослики”, этюдники.
Акварель, тушь
Для жидких и текучих материалов нужны почти горизонтальные поверхности. Во многих случаях достаточно и простого стола, однако легкий наклон рисунка делает работу несколько удобнее. С подобной задачей лучше справляются художественные столы и специализированные планшеты, однако и мольберты в этом тоже могут помочь.
Некоторые модели профессиональных мольбертов позволяют изменять угол наклона работы в широком диапазоне, в том числе и для рисования в почти горизонтальном положении.
Если же нужно решение проще и дешевле, то тут на помощь приходят настольные мольберты. Среди этого класса художественных подставок нередко встречаютсяподходящие для каллиграфии , акварели, гуаши.
Карандаши, пастель, мелки
Сухие художественные материалы совсем не требовательны к наклону. Лишь бы творцу было удобно. Однако им требуется твердая ровная подложка. Точнее, подложка нужна бумаге, на которой и рисуют всеми означенными в заголовке материалами. Почти все мольберты, на которые можно установить холст, позволяют установить на себя и планшет. И уже на этот планшет крепится бумага.
Тем не менее, есть мольберты с уже предустановленной ровной плоскостью. Это почти все мольберты-хлопушки. Такое решение проще, чем комбинация из простого мольберта-подставки с планшетом, хоть и менее универсально.
Для рисования цветными детскими мелками нужны черные/зеленые поверхности. Это либо детские “хлопушки”, либо рекламные стенды, которые также относятся к классу мольбертов-хлопушек.
Детский мольберт
Мольберт для детей можно изготовить в нескольких вариациях, но все они имеют общие требования с учётом безопасности и удобства для детей. Мольберт изготавливается из легкого прочного бруса, хорошо шлифованного.
Высота мольберта рассчитывается из роста ребёнка, не желательно, чтобы он в своей верхней границе был не выше головы. Конструкция мольберта напоминает «хлопушку». Отличие в том, что вместо бруса используются более тонкие легкие рейки шириной 40 мм.
Пошаговая инструкция изготовления:
Напилить 2 бруска длиной 1000-1200 мм, закруглить углы, просверлить отверстия в верхней части для болтов диаметром чуть меньше диаметра болтов. Сделать запилы шириной 40 мм для крепления поперечных реек в соответствии с рисунком. На четырёх брусках на расстоянии 440 мм сверху, на двух задних на расстоянии 60 мм сверху и 130 мм снизу.
Напилить 3 бруска для поперечных перекладин длиной 400 мм, установить их в месте запилов. Зафиксировать обе половинки мольберта с помощью болтов в верхней части.
Изготовить полочку для красок из листа фанеры 4-6 мм размером 400 на 400 мм. Положить и зафиксировать саморезами на поперечных брусьях. Выкроить из этого же листа фанеры переднюю панель по размеру, закрепить саморезами.
Сверление отверстий
Чтобы мольберт было легко переносить, у него будет веревочная ручка. Отрезки веревки также будут удерживать мольберт, сделанный своими руками, пока ваш ребенок будет рисовать чертежи на нем.
Первым делом нужно просверлить отверстия в панелях, через которые будет проходить веревка.
Сложите две большие доски вместе. Помните, что ширина готового мольберта будет немного больше его высоты. Поэтому ручка будет находиться на одной из длинных сторон. Отверстия для веревок, удерживающих мольберт будут на короткой стороне заготовки.
На короткой стороне доски отметьте место для отверстия. Оно должно находится примерно по центру, от края отступите около 3 см.
На каждой короткой стороне досок должно получиться по одному центральному отверстию.
На широкой стороне доски отметься центр. На расстоянии 3-4 см от него и 3 см от края доски просверлите два отверстия для ручки. Повторите для второй доски.
Каждое отверстие нужно рассверлить специальной насадкой, чтобы их диаметр совпадал и был немного больше диаметра веревки. Отверстия обработайте наждачкой.
Дополнительные советы по изготовлению детских мольбертов
Детский мольберт можно изготовить двусторонним, чтобы детям было интереснее заниматься творчеством вместе. Для этого лучше взять за основу конструкцию хлопушки и закрепить листы фанеры с двух сторон.
Вместо боковых фиксаторов, как у хлопушки, можно закрепить поперечные рейки между двумя стойками. По центру реек просверлить отверстие диаметром круглого в сечении бруска, на котором будет размещаться рулон бумаги для рисования.
Для фиксации бумаги на фанере можно использовать дополнительные поперечные рейки, как на рисунках (на фото).
Дополнительную полочку для рисовальных принадлежностей можно разместить внизу мольберта, между двух половинок. По краю полочек необходимо проложить бордюр из штапика или тонкого бруса, чтобы фломастеры и кисти не скатывались.
Чтобы сделать конструкцию разборной, поперечные планки закрепляются с одной стороны, с другой стороны используется болт-барашек или крючок с петлёй.
Любой мольберт можно собственными усилиями модернизировать под свои потребности, сделать его разборным, складным или более устойчивы, можно изменить размер, дополнить приспособлениями для удобства размещения красок, бумаги, кистей.
Благодаря предложенным выше инструкциям можно изготовить мольберт, подходящий под каждый индивидуальный случай: для работы в студии среди начинающих живописцев, для организации творческого досуга детей, для работы на выезде, для серьезных творческих работ, требующих значительного времени.
Разделение мольбертов по возрасту творца (для художественных мольбертов)
Детские мольберты
Данную группу художественных инструментов стоит разделить еще на две подгруппы:
- Мольберты для совсем малышей, скорее для игры, чем для творческого процесса
- Мольберты для юных художников, занимающихся осознанным рисунком или обучением академической живописи
Для детей из второй группы чаще всего подходят обычные мольберты для любого художника. Т.е. как такового детского мольберта не существует: у восьмилетнего художника, работающего с маслом, точно такие же потребности, как и у сорокавосьмилетнего. Разве что размер подставки может быть поменьше, хотя и это не обязательное условие. Как правило, серьезно подходить к рисунку люди начинают с 8-10 лет.
А вот структура и подход к творческому процессу у совсем маленьких творцов несколько отличается рисования-хобби. Как правило, это экспрессивная игра, не требующая кропотливой работы со светом, наклоном, смешиванием красок. В данном случае, детям требуется любая поверхность, на которой можно многократно рисовать мелками или фломастерами. Поэтому мольберты для таких задач чаще всего “хлопушки” с пластиковыми поверхностями черного и белого цветов. Один из лучших образчиков такой игрушки – мольберт производства Икеа. Подставки такого плана нужны детям до 7 лет.
Мольберты для всех остальных
Мольберты для всех – это не детские мольберты-игрушки. Как правило, ни один мольберт для полноценного осознанного творческого процесса не накладывает строгих ограничений на возраст, рост и пол художника. Более важный параметр – опыт.
Источник