- Как своими руками делать украшения из эпоксидной смолы: технология процесса и мастер-класс
- Техника безопасности при работе с эпоксидной смолой
- Необходимые приспособления, инструменты и материалы
- Отдельно о наполнителях: как подготовить цветы и что еще можно использовать?
- Подготовка смолы для работы
- Инструкция по изготовлению украшений
- Обработка застывшего изделия
- Советы и маленькие хитрости
- Создание украшений из ювелирной эпоксидной смолы.
Как своими руками делать украшения из эпоксидной смолы: технология процесса и мастер-класс
Глядя на изысканные сувениры и украшения из эпоксидной смолы, сложно поверить, что такую красоту можно сделать своими руками. Однако это так. Эпоксидная смола сочетает в себе доступность и высокие декоративные качества. Этот материал дает возможность проявить свою фантазию и реализовать творческий потенциал.
Создание дизайнерских украшений их эпоксидки – увлекательное занятие, которое может стать не только хобби, но и источником заработка. Оценим, какими свойствами обладает эпоксидная смола и каких правил следует придерживаться, чтобы процесс создания уникальных украшений своими руками был безопасным и приносил только удовольствие.
Техника безопасности при работе с эпоксидной смолой
Эпоксидная смола – это полимер, образующийся в результате смешивания олигомера с отвердителем. Полностью полимеризовавшийся материал не растворяется в воде и не выделяет в воздух токсичных веществ, поэтому безопасен. Основную опасность для здоровья представляет не сама смола, а отвердитель, с которым приходится контактировать в ходе работ. Он может попадать на кожу, слизистые оболочки или в глаза, а его испарения – в дыхательные пути. При этом возникает интоксикация, которая бывает как острой, так и хронической. Последствия контакта с отвердителем или его парами:
- головная боль, плохое самочувствие;
- экзема, дерматиты;
- конъюнктивит;
- першение в горле, одышка;
- бронхиальная астма;
- онкологические заболевания.
Многие возможные проблемы со здоровьем можно предотвратить, если соблюдать несколько простых правил техники безопасности:
- защищать кожу одеждой с длинным рукавом, а кисти рук – перчатками;
- при работе с отвердителем надевать защитные очки и респиратор;
- не касаться руками лица во время работ;
- обеспечить максимально возможную вентиляцию рабочего места;
- убрать с рабочего стола все лишние предметы;
- не оставлять в открытом виде емкости с компонентами, даже если они пусты;
- не курить в помещении, где работают с эпоксидной смолой;
- тщательно убирать рабочее место.
По этой же причине нельзя смешивать большой объем смолы, т. к. при этом масса может закипеть, разбрызгаться и обжечь работающего с ней человека. Безопаснее разбить материал на несколько небольших порций и выполнять смешивание по частям. Максимально допустимый объем смолы для однократного смешивания составляет от 250 до 300 мл. При попадании жидкой смолы или отвердителя на незащищенную кожу, слизистые или в глаза следует промыть их большим количеством воды и обратиться за медицинской помощью.
Необходимые приспособления, инструменты и материалы
Все необходимое для работ с эпоксидной смолой можно приобрести в магазинах для рукоделия. Если специализированные магазины расположены далеко или в них скудный ассортимент, можно заказать нужные принадлежности через интернет.
Для этого вида домашнего творчества потребуются следующие материалы и инвентарь:
- эпоксидная смола для поделок (опытные мастера рекомендуют полимер высокого класса очистки, например, «Aquaglass», «Epoxy River», «DIAMONT»);
- отвердитель;
- набор пигментов и других материалов для декорирования (например, блесток);
- емкости для смешивания (это могут быть одноразовые пластиковые стаканчики);
- формы для заливки (рассчитанные на многократное применение моющиеся силиконовые формочки);
- деревянные палочки для перемешивания;
- несколько пластиковых одноразовых шприцев разного объема;
- пинцет;
- защитное покрытие для стола (клеенка или картон);
- одежда с длинными рукавами, перчатки, очки, маска;
- мини-дрель с насадками разного размера;
- фурнитура для украшений;
- скотч.
Выбирая отвердитель, следует отдавать предпочтение более современным маркам. Использовавшиеся в прошлом аминные отвердители (ТЭТА, ПЭПА) отличаются очень неприятным аммиачным запахом, часто вызывают раздражение дыхательных путей и в целом оказывают пагубное воздействие на организм. В отличие от них новое поколение отвердителей относится к циклоалифатической группе. У них не такой выраженный запах, и они менее опасны для здоровья. Большинство современных марок эпоксидной смолы продается уже в комплекте с отвердителями данного типа.
Отдельно о наполнителях: как подготовить цветы и что еще можно использовать?
В процессе отливки в смолу можно добавлять не только пигменты, но и различные наполнители. Как правило, они не растворяются, а остаются в виде включений внутри получившейся заготовки. При выборе наполнителей открывается большой простор для фантазии: в ход идут такие компоненты, как рассыпчатые блестки, вышедшие из моды тени, измельченные цветные мелки и пастель для рисования. С их помощью можно создавать различные интересные эффекты внутри прозрачных отливок разной формы. Затем их можно использовать для изготовления брошек, заколок, брелков, запонок или в украшении интерьера.
Одним из популярных наполнителей являются цветы. Как и все творения природы, они имеют особенную, неповторимую фактуру. Благодаря высоким декоративным качествам, а также разнообразию их формы и оттенков они способны украсить любое изделие из эпоксидной смолы.
Для заливки эпоксидной смолой не используются живые цветы. Их нужно предварительно высушить. Если венчик имеет уплощенную форму (ромашки, маргаритки), то его укладывают между сложенными в несколько слоев целлюлозными салфетками и помещают между страницами книги. Такая мягкая подложка из салфеток не дает цветку сплющиться и позволяет сохранить его естественный объем после высушивания.
Цветы с объемным венчиком, например, розы и их бутоны, высушивают по-другому. Их помещают в небольшую емкость и засыпают чистым сухим песком или мелкой манной крупой, чтобы не дать цветку деформироваться в процессе сушки. Высушенные этим методом растения извлекают из емкости и осторожно очищают от наполнителя, стряхивая его маленькой мягкой кисточкой. Подготовленные таким образом сухоцветы полностью готовы к дальнейшей работе.
Подготовка смолы для работы
Перед началом работы со смолой следует внимательно изучить инструкцию. В ней указано оптимальное соотношение олигомера и отвердителя, необходимый период выдержки, время полимеризации и другие нюансы, позволяющие сделать заливку качественно. Рабочее место должно быть тщательно вымыто, т. к. мелкие соринки и пыль могут попасть в полимерную массу и безнадежно испортить внешний вид готового изделия.
Затем следует отмерить шприцем нужное количество смолы и вылить в емкость для смешивания. Она должна быть просторной и широкой, чтобы выделяющееся во время химической реакции полимеризации тепло имело возможность выйти. Другим шприцем отмеряют отвердитель и выливают в полимерную массу. Рекомендуется делать это не по центру, а по стенке емкости. Благодаря этому существенно снижается вероятность закипания и разбрызгивания материала.
Оба компонента тщательно перемешивают и оставляют настояться. Настаивание нужно для того, чтобы из массы вышли образовавшиеся при перемешивании воздушные пузырьки. Время зависит от температуры: при комнатной температуре оно составляет 30 минут, а при нагревании до 50°С сокращается до 10 минут. Дольше ждать не нужно, т. к. смола из жидкой начнет постепенно превращаться в гелеобразную, и ее будет сложнее залить. Затем отстоявшуюся полимерную массу заливают в форму, молд или наносят на предназначенную для декорирования поверхность.
Инструкция по изготовлению украшений
- очистить от пыли формочки для заливки;
- набрать в шприц предварительно смешанную и отстоявшуюся смолу;
- заполнить форму полимером примерно на одну треть;
- вложить в нужном положении фурнитуру;
- выложить декоративные включения или цветы, начиная с элементов, которые будут располагаться в задней (нижней) части украшения;
- долить эпоксидную смолу до краев формы;
- оставить застывать, прикрыв сверху крышкой или пластиковым контейнером во избежание попадания загрязнений или мелких насекомых.
Время, необходимое для застывания эпоксидной смолы и полной ее стабилизации, может составлять от 24 часов до нескольких суток. Этот период зависит от марки используемой смолы и всегда указан на упаковке или в инструкции к данному материалу. В течение этого времени отливка должна оставаться внутри формы, ее нельзя трогать.
Обработка застывшего изделия
Выждав положенный срок, отлитую заготовку извлекают из формы. В этот момент ее поверхность далека от идеала и требует дополнительной отделки. Шлифовать и полировать можно вручную, но это длительный и трудоемкий процесс, поэтому при частом изготовлении украшений удобнее воспользоваться вращательными приспособлениями.
Легче всего это сделать с помощью специальной полировочной машинки типа «Dremel», на которую последовательно насаживают шлифовальные диски с разной степенью зернистости. Однако если ее нет, не стоит унывать. Насадки для шлифовки можно прикрепить к шуруповерту или дрели. Шлифовка выполняется в несколько этапов, во время которых меняют шлифовальные диски с разным размером зерна. Рекомендуемая последовательность:
Подобная постепенность очень важна: если пропустить один из этапов и перейти к более мелкозернистому диску, это ухудшит качество работы и приведет к неудовлетворительному результату. Во время шлифования деталь смачивают, периодически окуная ее в стакан с водой. Смачивание предотвращает перегрев полимера от трения.
Обязательно следует надеть респиратор и защитные очки, т. к. разлетающиеся при работе капельки с мельчайшими частичками эпоксидной смолы могут попасть в глаза или носоглотку, вызвав раздражение.
Советы и маленькие хитрости
В заключение несколько советов, помогающих получить качественный результат:
- использовать для заливки высококачественные молды из гладкого силикона;
- если необходимо продлить период расстойки смолы и срок работы с ней, поместить ее в холодное место;
- при заливке мелких деталей сложной конфигурации предварительно окунуть их в полимер, а затем поместить в форму;
- заливая цветок в силиконовой форме в виде сферы, поместить его лицевой стороной вниз.
Источник
Создание украшений из ювелирной эпоксидной смолы.
Здравствуйте! Сегодня я расскажу, а главное, покажу , как я создаю свои украшения с помощью эпоксидной смолы и молдов.
Для работы необходимы:
— силиконовые молды ( для эпоксидной смолы);
— одноразовые перчатки, шприцы, стаканчики, палочка для перемешивания;
— различные природные материалы (сухоцветы, ракушки, камушки ит.д.);
— поталь, витражные краски, пудра перлекс.
Работаю я на обычном файле, чтобы не испачкать стол.
Для создания кулона из полусферы я подобрала два разных одуванчика, чтобы можно было сравнить, как они будут смотреться в окончательном варианте.
Перед началом работы тщательно ополаскиваем все молды, которые планируем использовать, вытираем их насухо. Надев перчатки, наливаем в одноразовые стаканчики смолу и отвердитель (так удобнее набирать их шприцом). Работаем в хорошо проветриваемом помещении.
Отмерив необходимое количество смолы, выливаем в чистый сухой стаканчик, другим шприцом отмеряем необходимое количество отвердителя и добавляем в смолу. У разных производителей свои пропорции, поэтому внимательно читайте, что написано на упаковке и соблюдайте все рекомендации по работе. От точности зависит конечный результат, если смола не застыла, значит пропорции были нарушены, либо смесь недостаточно хорошо смешана между собой.
Если взять шприц с резиновой вставкой внутри, то отвердитель не будет брызгать, когда его вливаешь в эпоксидку. Деревянной палочкой (можно использовать шпажки для шашлычков) тщательно перемешиваем получившуюся смесь. Я засекаю время на 10 минут, и круговыми движениями мешаю так, чтобы не допустить попадания воздуха.
В молд укладываем аккуратно одуванчик (нижние парашютики я удалила пинцетом).
После перемешивания я оставляю смолу где — то на полчаса, чтобы химическая реакция прошла: судить о том, что реакция идет можно по нагревшемуся стаканчику со смолой. Опытным путем я установила, что не стоит работать в очень жаркую погоду, реакция начнется очень бурно протекать и смола застынет в течении получаса полностью. Это относится к той смоле, которую я использую, у разных производителей — разные критерии.
Тонкой струйкой аккуратно вливаем смолу в молд, на одуванчик.
Т.к. после застывания она немного осядет, наливаем так, чтоб получилась небольшая выпуклая линза.
Теперь я покажу, как можно сделать красивые колечки из стеклышек, омытых и отшлифованных морем.
Наливаем немного смолы, укладываем камешки, осторожно доливаем сверху, как и при работе с полусферой, чтобы получилась выпуклая поверхность.
Делам серьги с парашютиками одуванчиков. Наливаем немного смолы, палочкой распределяем. На этом этапе смола начинает постепенно загустевать, это как раз и надо, чтоб парашютики остались в том положении, в котором их положили.
Сверху доливаем смолой с небольшой выпуклостью. Если сделать это аккуратно, то в итоге понадобится минимальная шлифовка.
Точно также получается и усеченный шарик. Наливаем смолу наполовину молда.
Укладываем необходимое количество парашютиков зубочисткой или, как я, большой иглой ( ее хорошо вытирать от смолы).
Доливаем смолу в молд с одуванчиком.
А сейчас сделаем браслет с ракушками с Черного и Азовского морей. Точно также в чистый сухой браслетный молд наливаем эпоксидную смолу. К этому времени она стала ещё более густой, поэтому часть ее остается на стенках, что мне и надо. Добавляем в молд ракушки, камушки, морские звезды, все, что есть интересного) Высыпаем измельченные ракушки, которые прилипают к стенкам, создавая эффект подвешенного состояния.
За полчаса до этого я подготовила новую порцию смолы, очень аккуратно заливаем сверху, чтобы избежать появления ненужных пузырей. Если все же пузыри есть, можно разогреть духовку до 80 градусов, проветрить, поместить туда молд со смолой (молды выдерживают температуру до + 204 С). Пузырьки выйдут.
Важно, чтобы молд стоял на ровной поверхности, иначе смола застынет в наклонном положении. Чем аккуратнее нальете эпоксидку, тем меньше надо будет потом шлифовать. Я налила смолы максимально до самого верха, с небольшой выпуклостью.
Теперь ждем сутки до полного высыхания смолы. Чтобы на поверхность изделий не попал мусор/ пыль, необходимо накрыть их чем-нибудь, коробочкой, крышкой.
В это время сделаем кулон. Подготавливаем основной фон — наносим жидкую пластику на заготовку. Полимерной глиной, раскатанной в тонкий пласт, накрываем, распределяем и запекаем в духовке. Даем остыть и можно приступать к работе.
Наливаем несколько капель смолы так, чтобы можно было распределить на поверхности и с помощью пинцета и иголочки составляем из полностью высушенных листиков — цветочков композицию. Смола выступает в роли клея, который не даёт легким сухоцветам сдвинуться с места. Не стоит использовать для заливок смолой живые или плохо высушенные цветы, со временем они испортятся и почернеют.
Т.к. сзади на кулоне есть держатель, мне пришлось положить его в молд, чтобы поверхность была горизонтальной. Я никогда заранее не продумываю, какой должна быть композиция, поэтому выкладываю все подходящие цветочки и травки и вдохновенно начинаю собирать маленькую живую картину.
В итоге получается в такой маленький мирок. Оставляем сушиться, после того, как смола отвердеет, можно залить вторым слоем, сформировав выпуклую красивую линзу.
Прошли сутки, смола полностью отвердела и я достала все получившиеся заготовки. Это браслет, верхняя его часть.
По такому же принципу можно сделать кулон, серьги, кольцо и т.д.
Это полусфера с одуванчиком, рядом второй, оранжевый, для сравнения.
Это получившиеся усеченные шарики с парашютиками:
Ещё я заливала маленькие полусферки:
Колечки из морских стеклышек, для сравнения положила те, что делала ранее.
Если в смолу добавить капельку витражной краски или пудру перлекс, то можно получить разные оттенки смолы. При окрашивании витражной краской ее стоит добавлять совсем капельку, т.к. пропорции между смолой и отвердителем могут быть нарушены окрашиванием, в итоге изделие может не застыть либо станет липким при касании.
Можно добавить поталь и получить интересные украшения.
А это линзы с парашютиками, как видно, лежат красиво. Так, как и было задумано.
Обратная сторона осталась на одном уровне с краями линз.
После полного застывания необходимо зашлифовать неровные и острые края.
Вот так выглядит обратная сторона кулона после застывания смолы.
Тщательно шлифуем, а чтобы не дышать пылью, можно одеть маску/респиратор.
Задняя часть полусферы после шлифовки.
Точно также делаем и с браслетом, можно взять себе в помощники машинку для маникюра, как это сделала я, главное, купить хорошие батарейки.
Как видно на фото, мне понадобилась минимальная шлифовка по краю браслета, потому что я позаботилась об этом заранее, когда заливала смолу в молд.
Покрываем места шлифовки лаком, у меня это стекловидный лак, слой — самый минимальный.
Когда лак высохнет, можно любоваться полученным результатом.
Для красивого кулона я подобрала не менее красивую, достойную оправу и украсила миниатюрной бабочкой.
Второй одуванчик, с оранжевой серединкой:
Благодаря такому удивительному материалу, как ювелирная эпоксидная смола, можно делать самые невероятные вещи:
Надеюсь, мой небольшой обзорный мастер — класс даст ответы на многие ваши вопросы.
Источник