Эпидиаскоп своими руками чертежи

Мир самоделок

Все можно наладить, если вертеть в руках достаточно долго.

Механизация

Делаем эпископ

В любой мастерской нередко возникает необходимость увеличить рисунки и чертежи или продемонстрировать их на небольшом экране. А так как у нас далеко не все небольшие мастерские и учебные классы оборудованы компютерами и проекторами, то хорошим помощником в таких случаях является эпископ — оптический аппарат для получения изображения непрозрачного оригинала, например книги или фотографии на экране. Для получения увеличенного в нужном масштабе рисунка или чертежа достаточно проекцию его на лист бумаги обвести карандашом.

Сделать эпископ можно из вполне доступных материалов: фанеры, бумаги, деревянных брусков, обрезков зеркал, а объектив — из обычных очковых линз. Общий вид такого аппарата показан на рисунке 1.

Рис. 1. Общий вид эпископа: 1 — патрон, 2 — крышка, 3 — лампа 200 Вт, 4 — боковая стенка, 5 — стекло, 6 — задняя стенка, 7 — поролон 10х100х220 мм, 8 — брусок 10х15х100 мм, 9 — кронштейн, 10 — болт М8х30 мм, 11—фанера 6х160х220 мм, 12 —шарнир, 13 — прокладка, 14 — шпилька М8х35 мм, 15 — болт М8, 16 — пружина, 17 — шпилька М8х35 мм, 18 — кронштейн, 19 — брусок 10х15х100 мм, 20 — брусок 10х15х215 мм, 21 — светозащитная шторка (фанера 4х80х190 мм), 22 — дно, 23 — зеркало 120х210 мм, 24 — основание зеркала, 25 — брусок 10х15х370 мм, 26 — мостик, 27 — зеркало, 28 — объектив, 29 — втулка, 30 — передняя стенка, 31—светозащитная планка (фанера 4х130х190 мм), 32 — брусок 10х15х30 мм.

Читайте также:  Садовые качели с навесом своими руками чертежи

Главная его часть — фанерный корпус с установленной в нем лампой мощностью 200 Вт и объективом. В задней стенке аппарата — застекленное окно, к которому шарнирным механизмом с пружинами прижимается оригинал. В корпус вставлено также зеркало, отражающее свет лампы и освещающее оригинал. В передней, задней и нижней стенках корпуса имеются вентиляционные люки, закрытые светозащитными планками.
Перед объективом установлено еще одно зеркало, подвижное, без него изображение на экране получится перевернутым и зеркальным по отношению к оригиналу.
Объектив состоит из двух положительных очковых линз по 2,5 диоптрии каждая, фокусное расстояние его 200 мм. На экране он может дать пятикратное увеличение изображения. Для получения же копии в натуральную величину необходимо, чтобы расстояние от объектива до оригинала и от объектива до экрана было одинаковым и равным двойному фокусному расстоянию. Для уменьшения фокусного расстояния на объектив надевается оправка с добавочной линзой в 2,5 диоптрии, которая показана на рисунке 2. При этом фокусное расстояние уменьшается до 133 мм.

Рис. 2. Объектив (вверху) и оправка с добавочной линзой (внизу).

Рис. 3. Зеркало для перевертывания изображения.

Изготовление деталей.
Начинать изготовление корпуса эпископа следует с разметки деталей и выпиливания их лобзиком из фанеры. Каждая стенка корпуса состоит из двух листов фанеры толщиной 4 мм, причем внутренний на 8 мм меньше наружного. Листы склеиваются столярным или казеиновым клеем. В передней стенке до склеивания необходимо закрепить втулку, в которой будет передвигаться объектив. Ее можно сделать из полоски чертежной бумаги, намотанной с клеем на цилиндрический стержень соответствующего диаметра.

Из такой же полоски склеивается и оправка объектива (рис. 2). Наружный диаметр полученной трубы должен быть около 46 мм. На один из ее концов в несколько витков (до диаметра 50 мм) наклеивается бумажная полоска шириной 10 мм — это будет наружный конец объектива. В середине оправки вклеена бумажная диафрагма с центральным отверстием ø 25 мм.
По обе стороны от нее вклеиваются бумажные втулки длиной 20 мм.
Объектив изнутри и снаружи окрашивается черной краской или тушью, а затем в него вставляются очковые линзы ø 42 мм и закрепляются бумажными втулками длиной 10 и 40 мм.
Таким же способом изготовляется и оправка с добавочной линзой. Кольца для ее центровки и крепления выпиливаются из фанеры толщиной 4 мм, покрываются тушью и вклеиваются в оправку.
Детали механизма для прижатия оригинала можно сделать из фанеры толщиной 6 и 8 мм.
Если не считать стандартных крепежных деталей: гвоздей, болтов, гаек и шайб, — из металла делаются только стойка зеркала для переворота изображения и пружины, которые в крайнем случае можно заменить эластичной резиной.
Сборка.
Перед сборкой аппарата к его стенкам надо приклеить светозащитные планки. Все детали крепятся столярным или казеиновым клеем, но, чтобы обеспечить их надежную фиксацию, в местах соединений забивают несколько небольших гвоздиков. На клею ставится также зеркало-отражатель для освещения оригинала, зеркало переворота изображения и поролон прижимной плиты.
Отделка и окраска.
Ребра корпуса аппарата скругляются напильником, а остатки клея соскабливаются ножом. Неровности и вмятины зашпаклевываются и зачищаются наждачной бумагой. Красить аппарат следует черной или голубой эмалью, кистью, в два слоя, с сушкой каждого в хорошо проветриваемом помещении.
Все деревянные детали внутри корпуса окрашиваются черной тушью или черной матовой краской.

Источник

Сделай Сам (Огонек) 1998-06, страница 31

Отклик на читательский запрос в альманахе №2 за 1998 г., стр.15

Снова эпископ

Эпископ — оптический прибор для демонстрации на экране плоских оригиналов в отраженном свете — привлекает внимание многих. Знаю людей, попавших под обаяние этого в принципе-то нужного устройства и проделавших значительную часть работы по его изготовлению, но вдруг потерявших интерес к собственной затее. И причиной тому послужили не технологические трудности, а пришедший с запозданием вопрос — а зачем, собственно, нужен ему этот довольно громоздкий прибор? Ведь иллюстрации, документы, детские рисунки можно рассматривать, просто положив перед собой на столе, при необходимости пользуясь лупой. А эпископ — устройство «общественное», предназначенное для одновременного коллективного просмотра фотографий, рисунков, графиков во время лекций и докладов, когда нужную «картинку» не пустишь по рукам.

Однако после такого вступления не следует думать, что автор задался целью отговорить самодельщиков от постройки домашних эпископов. Просто каждому, собирающемуся заняться эпископом, следует сначала разобраться для чего ему, собственно, нужен данный прибор, и в соответствии с этим определить

особенности его конструкции, которая в результате может оказаться проще и доступнее «классической». Вот тому пример. Одно время автор увлекался «дорожными» зарисовками карандашом в карманном блокнотике с идеей использовать затем некоторые из набросков для выполнения акварелей большего форма- « та. Но переносить, полагаясь на глазо- S мер, удачно «схваченные» пропорции по- 3 казалось делом неблагодарным. Вот тут- § то и понадобился эпископ. Но поскольку j£ речь не шла о сеансах коллективного просмотра а надобность в приборе воз- о никала не часто, было решено изготовить прибор до предела упрощенной конструкции из самых доступных комплектующих, которыми послужили проектор слайдов «Свет», домашнее зеркало, лупа и лист картона.

В схематическом виде мой эпископ изображен на рис. 1. Экраном здесь служит акварельная бумага, на которой карандашом прорисовывается проецируемое изображение. Проектор освещает сбоку рисунок-оригинал, отдаленный край которого подсвечивается с помощью зеркала. Отраженные от оригинала световые лучи фокусируются лупой (ее увеличение 2,5) на экране, находящемся от нее на расстоянии 0,65м. Подобный эпископ с оригинала, имевшего сторону около 7см, давал изображение с «размахом» в 35 см. Конечно, лупа — объектив далеко не лучший, но для технической прекции она вполне годилась. Главное, что цель была достигнута весьма простыми средствами. А благодаря выносу источника

Источник

«ВОЛШЕБНЫЙ» ФОНАРЬ

Хорошую помощь моделисту окажет эпидиаскоп, который несложно изготовить самому. С его помощью можно увеличивать или уменьшать до соответствующего размера чертежи, проецируя их на экран (или чертежную бумагу), демонстрировать небольшой аудитории иллюстрации из журналов и книг, осветить направленным светом мелкие детали моделей при фотосъемке.

Раскроив листовую сталь толщиной 0,5—1,0 мм, как показано на чертеже, приступают к сборке корпуса аппарата. Соединение на стыках можно делать пайкой или алюминиевыми заклепками Ø 2—3 мм.

Внутренняя часть корпуса для лучшего рассеивания света красится белой или «серебряной» краской, а наружная — в любой темный цвет. Источником света служит лампа мощностью 100—150 Вт. Для ее обдува в задней части корпуса установлен вентилятор, под который можно использовать электромотор переменного тока мощностью 10—20 Вт.

Развертка корпуса и схема эпидиаскопа:

1 — вентилятор; 2 — лампа, 3 — зеркало; 4 — тубус; 5 — направляющая втулка; 6 — линза.

Оптическая система состоит из линзы Ø 40—50 мм с фокусным расстоянием 250—280 мм, установленной в картонном тубусе, и зеркала, расположенного под углом 45° к оптической оси. Лучших результатов по четкости изображения можно достичь, установив объектив от детского фильмоскопа. Тубус объектива с легким трением перемещается в деревянной направляющей втулке, чем осуществляется наводка на резкость при проецировании.

Источник

Самодельный эпидиаскоп — прибор для проекции

Сегодня я хочу рассказать вам о том, как можно самому сделать эпидиаскоп — прибор для проецирования маленьких изображений на большой экран.

Для начала я предлагаю вам посмотреть видео нашей самоделки:

Бывает, что нужно маленькое изображение увеличить и нет возможности это сделать с помощью технологий, например компьютера. Сегодня в этой статье я хочу как раз рассказать вам от том, как это делали раньше, не имея компьютером и разных современных технологий.

Итак, для нашей самоделки нам понадобится следующее:
— увеличительное стекло (лупа) или объектив от старого диаскопа;
— деревянный угольник с креплениями для объектива;
— банка из-под пива;
— лампочка с проводом и выключателем.



Для начала нужно сделать угольник из дерева. Для этого меряем 90 градусом и аккуратно закрепляем две деревянные доски между собой под углом 90 градусов. На угольник, который у нас получился прикрепляем крепления для объектива и для банки из-под пива, которая будет служить нам в качестве направляющей для света.

Вот собственно и всё. Наш прибор для проекции готов. Теперь протестируем его. Для этого нужно выключить в помещении свет и создать темноту.

После этого включаем лампочку, ставим напротив объектива белый лист и, регулируя сам объектив на листе бумаги появляется увеличенная проекция нашей фотографии.

Источник

Эпидиаскоп для художника, что калькулятор для математика.

Современный эпидиаскоп для художника можно купить в специализированном магазине или заказать в интернете. Электронные, эпидиаскопы-проекторы компактны и удобны в работе. Они имеют удобное окошко для проецируемого изображения, напоминающее планшетный сканер. Старые эпидиаскопы советского производства были громоздкими и напоминали «пушку» из научной фантастики. Однако при этом, они не утратили своего значения. И сегодня такими эпидиаскопами или, как модно говорить — арт-проекторами, можно успешно пользоваться: со своей задачей они вполне справляются. А предназначение эпидиаскопа простое: он проецирует изображение с маленькой картинки (например, эскиза на бумаге) на большие площади. Нужно это для того, чтобы упростить работу художника, когда нужно выполнить роспись стен, написать фреску и т. д. Принцип работы эпидиаскопа такой: свет от лампы отражается от картинки, далее проходит через систему отражающих зеркал, потом проходит через проецирующие линзы и таким образом, получается изображение на стене. Потом, художник просто обводит контуры силуэтов. В итоге, получается готовый рисунок на стене, который остаётся только написать в цвете.

Наверное, у многих сейчас возник вопрос: «А что, художник не может перенести рисунок с эскиза сам?» Конечно может. Профессиональный художник должен уметь переносить рисунок от руки. Однако, эпидиаскоп просто облегчает работу художника и ускоряет процесс работы. Как я написал в названии, эпидиаскоп для художника — это всё равно, что калькулятор для математика. Ведь, математик может и в уме сосчитать цифры, и столбиком сложить 🙂 … Но, калькулятор он тоже может использовать, чтобы не тратить свои силы на второстепенное, когда нужно работать со сложными проектами. Это мне напоминает школьные годы. В начальных классах нам запрещали использовать калькуляторы на уроках математики, чтобы мы учились считать вручную и заучивали таблицу умножения. В выпускных классах, умы школьников задействованы в более сложных вычислениях — например, интегралах и прочих математических «сложностях». Считать цифры к этому времени уже умеют все 🙂 . Поэтому, к десятому классу нам уже разрешали использовать калькуляторы. Подобным образом, в художественных школах и училищах учащихся обучают рисунку до такой степени, чтобы они могли «на глаз» и «от руки» нарисовать нужный предмет. Но когда речь идёт о такой работе, как роспись масштабных площадей, когда нет достаточного места чтобы отойти и проверить рисунок, когда поджимают сроки выполнения работы — тогда эпидиаскоп становится «верным другом» художника, который поможет в нужную минуту.

Источник

Оцените статью