Электронные схемы для мотоцикла своими руками

29 августа 1885 г.

Франция — Париж

Outlaws MC

Pagans MC

Hells Angeles MC

Bandidos MC

Кастом, тюнинг

Кастомная техника из СССР

Боббер это?

Немного истории и про бобров

  • Raptor — красим шлем

  • Кастом, тюнинг

    Разного рода тюнинг и кастом

    МАГНИТОФОН

    Вы здесь

    Электропроводка мотоцикла в понятном виде

    Цель данной статьи показать наглядно часть работы бортовой системы мотоцикла, которая принципиально не имеет различий с авто проводкой.

    Схемы с цветами проводов обычно призваны помочь в поиске неисправностей и облегчить поиск в электро цепи, но не дают понимания того, как на самом деле это всё работает. На подобных схемах рисуют вместо реле — коробку с номерами и это сразу ограничивает людей в том, чтобы в случае замены применить любое другое реле даже не похожее по внешнему виду. Этот момент принципиален, а потому лучше и полезнее использовать принципиальную схему! На самом деле электропроводку можно читать без цветов посредством приборов. Ниже будет показана схема без цветов наглядно демонстрирующая работу реле.

    Выглядеть реле с одинаковыми параметрами может по разному. Слева на право первые два — электромагнитные, а последнее полупроводниковое. Суть реле в одном — коммутация силовых частей. Но условно графическое обозначение электромагнитного реле выглядит так как представлено на рисунке ниже. Условно графическое обозначение (УГО) подчеркивает принцип реле на схеме, а не его исполнение и таким образом даёт представление о работе в схеме.

    И правильнее всего читать принципиальные схемы и мыслить на языке принципиальных схем. Так как базовые знания дают возможность работать с любым материалом, а вот рисуя картинки с коробочками вы ограничиваетесь внешним видом коробочек. И так как у вас нет похожей коробочки, вы дальше уже ничего не сможете сделать.

    Принцип работы реле:

    Правильная схема, в которой показан смысл использования реле представлен ниже. Управляя катушкой электромагнитного реле через ключ SA1 малым напряжением и током , реле замыкает пару контактов K1.1 и коммутирует большее напряжение и ток на лампу HL1. Зачем это нужно? Казалось бы, а почему не использовать просто SA1 и батарею в 12 вольт, просто подавая через нее ток. Да всё просто, таким образом слаботочные цепи управляют силовыми, при этом сохраняя контакты переключателей SA1 от перегорания и экономя силовые части цепей (провода больших сечений, габаритные размеры изделий), переключатель SA1 не рассчитан на силовую нагрузку и большее напряжении и таким образом развязан с силовой частью.

    А теперь перейдём к простейшей схеме для мотоцикла, которую можно сделать своими руками. Но прежде нужна эта самая схема! Во первых разобьём электропроводку мотоцикла на несколько узлов и опишем их в условно графической схеме. Такая схема даёт наглядность всей картины в целом. Сами же блоки проще рассматривать по отдельности.

    Перед вами представлена условно графическая схема узлов электрической цепи мотоцикла в целом. Разберём значение и функции блоков.

    — Генератор.
    — Выпрямительный блок.
    — Стабилизатор напряжения (Регулятор) .
    — Источник питания.
    — Блок предохранителей.
    — Блок управления зажиганием.
    — Электрическая схема потребителей (стартер, свет, повторители и прочее.)

    Генератор — машина преобразующая механическую энергию в электрическую. Генератор связан с двигателем через шестерни, ременную и прочую связь. Во время работы двигатель одновременно вращает генератор, который в свою очередь вырабатывает электрическую энергию. Генератор может быть как постоянного, так и переменного тока. Будем рассматривать генератор переменного тока.

    График зависимости переменного напряжения от оборотов двигателя. Если простым языком, то чем быстрее вращается двигатель, тем больше вырабатывает энергии генератор.

    Так как бортовая сеть рассчитана на работу с постоянным током при напряжении в 12В, то нам необходимо выпрямить ток и стабилизировать напряжение.

    Выпрямительный блок — преобразователь входного электрического тока переменного в постоянный. Выполняется на полупроводниковых диодах.

    Технологии на месте не стоят и на фото выше, слева, так называемая «подкова» диодная сборка используемая в генераторах, а справа диодная сборка того же принципа, но гораздо меньшая в габаритах. И то и другое можно применить в схемах.

    Стабилизатор напряжения (регулятор) — электромеханическое или электрическое полупроводниковое устройство позволяющие изменять величину напряжения на выходе. Самый простой смысл работы регулятора в том, что пока напряжение на превышает 14В в сети, регулятор подаёт на обмотку возбуждения генератора напряжение, как только выросли обороты, при который напряжение выше 14В, регулятор отключает обмотку возбуждения и генератор перестаёт генерировать энергию и по сути крутится в холостую. Вероятнее всего не правильно называть данную систему стабилизатором напряжения, так как стабилизатором это не является, но суть обеспечить более или менее стабильное бортовое питание.

    На фото выше реле-регулятор, по габаритам разные и по исполнению. Первый электромеханический и большой, два последних более современные и электронные выполненные на полупроводниковой элементной базе.

    Более подробно работа узлов: Генератор, Выпрямитель, Реле-регулятор описывалось в статье Реставрация, проверка, подключение генератора Г424

    Источник питания — Аккумулятор постоянного тока. Прежде всего требуется для первоначального пуска двигателя и поддержания бортовой сети в пределах 12В в тот момент, когда генератор не обеспечивает при вращении нужного напряжения. По сути, запущенный двигатель будет работать и без аккумулятора. Во время того, когда генератор обеспечивает сеть необходимой энергией — аккумулятор заряжается.

    Блок предохранителей — обеспечивает защиту электрических цепей от короткого замыкания. Суть данного блока в наборе плавких вставок рассчитанных на определённый ток. Если предохранитель ниже номинала потребляемой энергии, то он перегорит и отключит участок цепи от бортовой цепи. Потому, предохранитель должен иметь номинал больше по току потребляемой энергии цепи в штатном режиме работы и при этом значение номинала должно быть таким, чтобы при КЗ предохранитель сгорел раньше, чем проводка.

    Про блок предохранителей дополнительно можно посмотреть здесь Блок предохранителей

    Ну и теперь, рассмотрим более подробно электрическую схему потребителей.

    Схема проводки мотоцикла

    Предложенная схема выполнена на реле (RL), лампах (L), светодиодах (D) и переключателях (S). Так же в схеме присутствуют предохранители обозначены (F). На схеме отсутствует реле повторителей, что на самом деле является генератором импульсов и реле, при включении которое замыкает и размыкает контакты. Вместо реле повторителей на схеме подключен генератор (repitor), а сам переключатель поворотов подписан «REPIT» Питание схемы производится через подключение PW, в эту же точку приходится подключение от реле-регулятора подающего питание от генератора. Блок зажигания здесь не представлен. На светодиодах D5-D9 собрана эмуляция приборной доски, при включении того или иного потребителя, индикация происходит на данной панели. Ближний свет — LOW (L8), дальний свет — HIGH (L7), правая сторона повторителей — RIGHT (D1, D2), левая сторона повторителей — LEFT (D3, D4).

    Пример:
    В качестве примера приведу реальную схему

    Как видно — ничего сверхъестественного. Данная схема не является принципиальной и выполнена на усмотрение производителя без следования каким-либо общепринятым стандартам. Читать такую схему мягко скажем не удобно, тем более, что вся схема здесь представлена целиком со всеми узлами и датчиками в кучу. Но обладая базовыми знаниями и в этой схеме можно ориентироваться.

    Ниже представлен не большой видеоролик, о том как это работает в реальном времени. Сразу поясню о следующем моменте, при включении замка зажигания в положение ACC (accessories — аксессуары) подаётся питание на потребители. И в данной схеме для примера выполнено так, что с включением питания светится лампа ближнего света, а габарит же включается отдельно. Так редко где делается, но на сегодняшний момент, движение без ближнего света — нарушение ПДД. В схеме при этом экономится одно реле. В принципе можно и габарит сразу включать при повороте замка в положение ACC. Так же, много где применяется замок зажигания с одним положением, тогда при повороте ключа подаётся питание и на ACC и на Ignition — зажигание.

    На видео ниже представлена эмуляция работы бортовой сети в реальном времени.

    Источник

    Электронное зажигание для мотоцикла

    Данная схема бесконтактного зажигания состоит из формирователя импульсов силовым ключом искрообразования (тиристор T1, C1, VD4, R1). Силовой ключ искрообразования выполнена на тиристоре Т2, C2, VD3, R2. Стабилитрон VD2 ограничивает напряжение С1 до уровня 13 Вольт.

    Реконструкция обмотки системы зажигания генератора: снимаем катушку, сматываем обмотку (не забываем посчитать витки). Полученное количество витков делим на 10 и умножаем на 140. Этим самым, мы определяем новое количество витков. Диаметр провода новой обмотки 0.14мм ПЭВ. Намотка – виток к витку, каждый слой пропитывается клеем БФ2. Междуслоевые прокладки электрокартон t=0.02-0.03мм, обмотка должна иметь два вывода – начало и конец.

    Данная система зажигания, с доработкой генератора, была установлена на мотоцикл «Карпаты», двигатель Ш58 и работает по сей день.

    Материал щечек – стеклотекстолит, гильза бумага.
    Каркас склеивается клеем БФ2, количество витков катушки 600-800 витков ПЭЛ 0.6мм. Катушка крепится отоженным смазанным краской болтом М4 и с обратной стороны места крепления контрогаится.

    Коммутирующий магнит изготовлен из вышедшего из строя HDD (электропривод головок). Крепится магнит на внешней стороне маховика генератора (двигатель Ш58) на эпоксидном клее, с алюминиевым наполнителем в высверленное отверстие с последующим кернением. Полюсовая ориентация определяется опытным путем.

    Источник

    ЭЛЕКТРОНИКА НА МОТОЦИКЛЕ

    Взревел мотор, мотоцикл резко сорвался с места и устремился вперед. До соседнего поселка оставалось каких-нибудь полкилометра, как вдруг забарахлил мотор… Предотвратить такие неожиданности помогает электроника. В мотоцикле, оборудованном электронной системой зажигания, значительно снижается нагрузка на контакты прерывателя, а увеличение энергии искры позволяет двигателю устойчиво работать на обедненных горючих смесях.

    Сегодня мото- и автолюбителям известны уже десятки таких схем. Мотороллеры с электронным зажиганием выпускаются даже серийно. И все же для конструкторов работы здесь непочатый край.

    В устройстве электронного зажигания используется прерыватель со скользящим контактом, выполненный из латуни. Прерыватель осуществляет управление углом опережения зажигания в зависимости от режима работы двигателя. А на двухтактных двигателях с одним и двумя цилиндрами можно даже изменять направление вращения коленчатого вала (реверс), получая таким образом задний ход. Это особенно необходимо для мотоцикла с коляской в условиях бездорожья.

    Схема электронного зажигания (рис. 1) содержит преобразователь на транзисторах Т1, Т2, высоковольтный выпрямитель на диодах Д6, Д7, тиристор КУ202М и накопительный конденсатор С2.

    Рис. 1. Принципиальная схема электронного зажигания.

    Рис. 2. Схема подключения разъема к электросистеме мотоцикла.

    Управляющий ток тиристора формируется в цепи R10, Т3, R6. При замыкании контакта прерывателя транзистор Т3 открывается, и тиристор включается. В результате конденсатор С2, напряжение на котором составляет около 450 В, разряжается на первичную обмотку бобины. Возникает искра. После включения тиристора напряжение на его аноде падает почти до 0. Одновременно прекращается и управляющий ток.

    Благодаря ограничению длительности заднего фронта управляющего импульса схема устойчиво работает и на максимальных оборотах двигателя.

    В схеме электронного зажигания применены следующие детали. Конденсаторы Cl, С2 — МБГО, С3 — МБМ. Постоянные резисторы — MЛT, кроме R2, который наматывают на каркасе резистора ВС-1,0 нихромовой проволокой Ø 0,2 мм. Трансформатор преобразователя намотан на сердечнике Ш14X14 мм, набранном из стальных пластин. Обмотки I, II содержат по 15 витков провода ПЭВ-1 0,27, III, IV — по 30 витков ПЭВ-1 0,55, V — 640 витков, VI — 1360 витков провода ПЭВ-2 0,12.

    Электронная схема выполнена методом объемного монтажа на алюминиевом шасси. Его устанавливают в багажнике там, где находится мотоаптечка. Электронное зажигание подключают к электросистеме мотоцикла через разъем: панельку и цоколь от восьмиштырьковой радиолампы (рис. 2).

    При необходимости можно перейти и на обычную систему зажигания: в панельку разъема вместо прежнего цоколя от лампы вставляют новый с перемычками (рис. 3). При этом нужно установить и прежний прерыватель, так как новый работает только с электронной схемой.

    Рис. 3. Переходник.

    Рис. 4. Устройство прерывателя:

    1 — подводящие провода, 2 — изоляционная планка (текстолит), 3 — винт, 4 — шайба, 5 — ламель (бронза), 6 — втулка (текстолит), 7 — каркас, 8 — основание (сталь), 9 — винт М4, 10 — коленчатый вал, 11 — ось (бронза), 12 — щетки (сталь).

    Устройство прерывателя — на рисунке 4. Ротор крепится на цапфе коленчатого вала вместо кулачка. Основание устанавливается на посадочное место старого прерывателя. На основании имеется отгиб, к которому приклепана изоляционная планка. На ней закреплены щетки, от которых сделаны отводы. Щетки выполнены из стальной проволоки Ø 0,8 мм.

    Ротор состоит из изоляционной втулки, в которой сделан паз в форме ламели. Ламель крепится в пазу втулки с помощью клея БФ-2. После того как клей высохнет, наружную поверхность ротора обрабатывают на токарном станке до Ø24±0,5 мм.

    Искра возникает при замыкании контакта прерывателя. Ближайшая к корпусу щетка обеспечивает позднее зажигание. Оно необходимо при заводке двигателя. Средняя щетка используется на всех режимах, кроме режима движения с большой скоростью по хорошей дороге. В последнем случае используется крайняя щетка, обеспечивающая наибольшее опережение зажигания.

    Реверс двигателя осуществляется следующим образом.

    При заторможенном заднем колесе и выжатом сцеплении включают первую передачу. Устанавливают раннее зажигание и путем неполного включения сцепления двигатель притормаживают. В какой-то момент при этом происходит реверс двигателя: инерции маховика не хватает для преодоления давления в цилиндре, развивающегося от слишком ранней вспышки (явление отдачи). Этот момент четко ощущается. Тотчас необходимо выжать сцепление, добавить газ и переключить зажигание на среднее положение. Замыкание контактов произойдет на другом срезе полукольца, и двигатель будет нормально работать в обратном направлении. В этом случае загорится контрольная лампа красного цвета, указывающая, что аккумулятор не заряжается. Обратный реверс можно осуществить тем же способом или, заглушив двигатель, завести его вновь. При этом контрольная лампа зарядки снова погаснет.

    Подобный прерыватель эксплуатируется уже в течение трех лет на мотоциклах ИЖ-56 и «ИЖ-Планета». В условиях самых разнообразных дорог и бездорожья с неоднократным использованием реверса пробег с электронным зажиганием — более 20 тыс. км.

    Источник

    Читайте также:  Уличный светильник металлический своими руками
  • Оцените статью