Как сделать аэросани своими рукам.
Самодельные аэросани — конструкция и чертежи
«Осень зиме дорогу мостит», — говорит народная пословица. Поэтому, хоть и далеко еще до первых снегопадов, мы начинаем публикации о необычных зимних самодельных аэросанях.
Сегодня мы хотим рассказать, как самостоятельно, своими руками сделать аэросани, и познакомить вас с одной из таких интересных конструкций — оригинальными самодельными аэросанями.
Перед авторами данной конструкции аэросаней стояла задача: построить машину, которая была бы проста по конструкции, обладала хорошей проходимостью, имела минимальный вес, обеспечивала бы максимальную надежность в эксплуатации и легкость управления. Прошли три года разработки чертежей аэросаней, поисков и экспериментов, пока не определилась рациональная схема и не воплотилась в металл конструкция необычных аэросаней — на одной лыже.
Технические характеристики самодельных аэросаней
В отличие от обычных трех- или четырехлыжных схем аэросаней у этой машины только одна ходовая лыжа, несущая основную нагрузку. По бокам, правда, есть еще две небольшие лыжи, поддерживающие. Они обеспечивают устойчивость на стоянке и на поворотах.
Удельное давление основной лыжи, имеющей большую площадь, очень невелико. Это позволяет значительно снизить общее сопротивление движению и сделать конструкцию более экономичной. Оригинально решены система управления машиной и тормозное устройство, которое надежно работает на любом снежном покрове.
Проблема торможения аэросаней до последнего времени не имела удовлетворительного решения. Все существующие системы — тормозные штыри и когти и даже торможение воздухом за счет реверса воздушного винта — сложны, трудоемки, а главное, недостаточно надежны. В новых аэросанях и здесь найден интересный вариант — выдвижные ножи.
Конструкторам удалось создать простой, легкий и надежный корпус с красивыми обтекаемыми обводами. По форме и конструкции он напоминает кабину спортивного планера.
Схема конструкции и чертежи аэросаней
Вид «А»: 1 — основная ходовая лыжа, 2 — обтекатель механизма управления, 3 — фара,
4 — ветровое стекло, 5 — рычаги управления, 6 — заднее пассажирское сиденье,
7 — бензиновый бак, 8 — ограждение винта, 9 — габаритный огонь, 10 — корпус опорно-упорного шарикового подшипника; 11 — ведомый шкив с клиновидными ремнями,
12 — лопасть винта, 13 — хомут затяжки лопасти, 14 — гайка крепления винта к валу,
15 — втулка винта, 16 — хвостовик лопасти, 17 — выхлопная труба, 18 — двигатель,
19 — шарнирное крепление рессоры, 20 — рессора поперечной подвески, 21 — башмак крепления рессоры, 22 — поддерживающая лыжа, 23 — рессора продольной подвески,
24 — узел скользящего крепления рессоры, 25 — сиденье водителя;
Вид «Б»: 1 — корпус механизма управления, 2 — пружина подвески, 3 — рычаг управления, 4 — ось рычагов управления, 5 — ножи управления, 6 — направляющие штифты ножей,
7 — отбортовка корпуса, 8 — нижняя обшивка лыжи;
Вид «В» — поддерживающая лыжа в разрезе: 1 — рессора, 2 — башмак крепления рессоры, 3 — верхняя обшивка лыжи, 4 — бортовой швеллер, 5 — нижняя обшивка лыжи,
6 — заклепка, 7 — внутренний объем лыжи, заполняемый пенопластом, 8 — болт крепления башмака, 9 — полиэтиленовая подошва лыжи, 10 — хребтовая коробка лыжи;
Вид «Г» — вид аэросаней сбоку, сверху и спереди;
Вид «Д» — вал воздушного винта: 1 — пустотелый вал, 2 — двухрядный шариковый опорно-упорный подшипник, 3 — корпус подшипника, 4 — болт, 5 — прижимное кольцо,
6—8 — распорные втулки, 7 — ведомый шкив клиновидных ремней, 9 — втулка воздушного винта, 10 — шпонка, 11 — шплинт, 12 — конус вала винта, 13 — стяжной хомут винта,
14 — хвостовик лопасти, 15 — лопасть, 16 — болт крепления к пилону, 17 — пилон,
18 — шкив, 19 — распорная втулка, 20 — пилон.
На двухместных аэросанях, которым авторы дали имя «Ветерок», установлен мотоциклетный двигатель мощностью 22 л. с. с принудительным охлаждением от центробежного вентилятора. Двигатель расположен в нижней части корпуса — это обеспечивает низкое расположение центра тяжести машины и делает ее устойчивой при поворотах и движении по пересеченной местности. Передача вращения на вал воздушного винта осуществляется клиновидными ремнями. Имеющийся опыт показал, что клиноременная передача более надежна, чем цепная. Чтобы увеличить ресурс ее работы, исключить пробуксовку на шкивах и повысить к. п. д., устанавливаются параллельно сразу три клиновидных ремня типа В.
Baл воздушного винта размещен на специальном пилоне корпуса над двигателем, на двух — опорно-упорном и опорном — подшипниках. Шкив клиновидных ремней крепится на шпонке, а в продольном направлении фиксируется распорными втулками. Диаметр шкива на валу винта 130 мм (ведомого), на двигателе — 120 мм (ведущего).
Воздушный винт — двухлопастный, деревянный. Его шаг изменяют, разворачивая лопасти на нужный угол и фиксируя их стяжными хомутами. Деревянные лопасти снабжены металлическими хвостовиками с резьбовой законцовкой. Они ввертываются в металлическую втулку винта, которая установлена на конусе вала на шпонке и закреплена специальной гайкой, законтренной шплинтом. В проточках втулки под стяжные хомуты сделаны продольные прорези для затяжки хвостовиков лопастей и заплечники, которые не дают сползать стяжным хомутам.
Трубчатое ограждение воздушного винта крепится болтами к силовому каркасу корпуса. Оно окрашивается яркой красной краской. На концах ограждения размещаются габаритные огни — красный и зеленый.
Дюралюминиевый, клепаный корпус самодельных аэросаней состоит из выколоченной обшивки толщиной 1 мм, двух силовых шпангоутов, подкрепляющих профилей и нижней продольной балки. Балка выполнена из прессованных профилей и связана с обшивкой корпуса. Обрез кабины усилен окантовочным дюралюминиевым профилем.
Корпус имеет съемный фонарь из оргстекла на каркасе из дюралюминиевых профилей или съемное ветровое стекло.
Внутри кабины два легких сиденья для водителя и пассажира. В задней части из профилей и обшивки образован пилон под вал воздушного винта, а в нижней части — вырез под двигатель. Сам двигатель установлен на выходящих концах профилей нижней балки корпуса.
Для устранения вибраций и обеспечения достаточной опоры на шпильки крепления картера установлены лапки, которые через резиновые амортизаторы крепятся болтами к профилю корпуса.
Длина основной лыжи — 3,0 м, ширина — 0,3 м. Размер поддерживающих лыж: 1,5х0,15 м. Подошвы лыж, чтобы уменьшить трение, подшиты полиэтиленом низкого давления. Основная лыжа имеет подрез длиной 1,5 м.
Амортизация корпуса обеспечивается сзади двумя продольными рессорами (от автомобиля «Москвич-407»), а спереди — двумя спиральными пружинами. Поддерживающие лыжи также навешены на рессорах (жестко) и приподняты над подошвой основной лыжи на 100 мм. Их уровень можно регулировать в зависимости от состояния снежного покрова.
На стоянке машина опирается на все три лыжи. При движении по мере увеличения скорости уменьшается глубина следа, сани как бы «всплывают». При этом боковые лыжи выходят на поверхность снега и почти с ним не соприкасаются.
В подошву основной лыжи вмонтированы два профилированных ножа, с которыми связаны рычаги управления и торможения, размещенные в кабине самодельных аэросаней.
При движении по прямой оба рычага должны находиться в крайнем положении «от себя». Если нужно выполнить поворот, соответствующий рычаг переводится в крайнее положение «на себя». При этом ножи выдвигаются из лыжи, выступая за пределы ее подошвы на 50 мм. Врезаясь в снег, они и заставляют машину разворачиваться. Радиус поворота на рыхлом целинном снегу — 8 м, на плотном сани разворачиваются почти на месте. Тормозят, переводя в положение «на себя» оба рычага. Такое управление удобно и не требует от водителя особых усилий.
Источник
ЧЕРТЕЖИ САМОДЕЛЬНЫХ АЭРОСАНЕЙ «Выдра»
Чертежи аэросаней. Для открытых заснеженных просторов, на мой взгляд, нет лучшего транспортного средства, чем аэросани. Никакой другой вездеход не сравнится с ними по скорости и проходимости. Шума, правда, много. Но зато, какое удовольствие от стремительного скольжения по нетронутой снежной целине! Аэросани, прозванные «Выдрой» в том числе и за, скажем так, пронырливость — на скорости на них можно даже сквозь редкий кустарник «пронырнуть», — я построил на одном дыхании: уж очень давно мне хотелось иметь такую машину. И поэтому конструкцию ее продумал досконально, а необходимые агрегаты, узлы и материалы приготовил заранее.
Аэросани конструктивно состоят из лодки-лыжи с открытой одноместной кабиной в центральной части. Кабина чрезвычайно проста: в ней имеются только кресло водителя, органы управления и багажная полка. От набегающего потока воздуха водителя защищает обтекатель с ветровым стеклом. За кабиной, на корме саней, установлена моторная рама, к которой подвешен бензиновый двигатель воздушного охлаждения мощностью 18 л.с. с воздушным винтом диаметром 1200 мм. Там же, на корме, расположены по бортам два аэродинамических киля, одновременно служащих ограждением зоны вращения воздушного винта.
КОРПУС аэросаней представляет собой лодку переменной килеватости. Все его силовые элементы — 11 шпангоутов, продольные стрингеры, бимсы и обшивка — выполнены из дерева.
Вместо киля лодка по всей длине имеет лыжу, которая для уменьшения сопротивления сужается от носа к транцу с 300 до 270 мм. Носок ее изогнут по радиусу 1000 мм. За пределы днища вниз лыжа выступает на 50 мм, а от шпангоута № 7 к транцу плавно поднимается на 20 мм. В поперечнике подошва лыжи и днище аэросаней слегка выпуклые. Килеватость корпуса на транце 11° с постепенным увеличением до 24° на миделе. Шпангоуты изготовлены из фанеры марки БС толщиной 10 мм. Все они, кроме транца, облегчены вырезами. Шпангоуты № 3 и 8 служат перегородками, отделяющими кабину от носового и кормового отсеков.
Ширина кабины выбрана такой, чтобы ее борта плотно фиксировали водителя в кресле. Подошвы его ног упираются в шпангоут № 4, что дает дополнительное удобство в управлении аэросанями. Во все шпации лыжи от шпангоута № 1 до транца вклеены блоки толщиной 50 мм из пенопласта ПС-1. Поверх блоков со шпангоута № 3 по № 8 наклеен пол из 3-мм фанеры. Таким же материалом обшиты и борта кабины.
Причем слева и справа часть обшивки бортов сделана в виде съемных панелей для технического обслуживания узлов рычагов управления. Палуба и днище обшиты фанерой толщиной 3 мм, подошва лыжи — фанерой марки БС толщиной 5 мм. Стойки шпангоута № 5 усилены сосновыми накладками в местах расположения втулок под валы рычагов управления. Нижние части боковых ветвей этого шпангоута отделены от стоек, укорочены, чтобы не мешали движению рулевых сошек, и усилены бобышками, приклеенными к днищевым стрингерам. В корме корпуса размещены усиленные стрингеры, служащие для установки моторной рамы и качалок, управления, а также бимсы (они приклеены к бортовым привальным брусьям) для крепления аэродинамических килей, клин-коньков и рулей.
Палубные и днищевые стрингеры в местах пересечения со шпангоутами дополнительно скреплены проволочными петлями. Клин-коньки изготовлены из 16-мм фанеры марки БС и расположены строго параллельно продольной оси корпуса аэросаней. В бимсы они вклеены шипами. Клин-коньки усилены бобышками, делающими плавным их переход к корпусу, и окантовками из нержавеющей стали (установлены после полной готовности корпуса). Поверхность полностью собранного и обшитого фанерой корпуса покрыта шпатлевкой, выровнена и тщательно зачищена. Затем оклеена одним слоем стеклоткани марки АСТ(б).
Лыжа подбита листом нержавеющей стали толщиной 0,5 мм, а днище — листом полиэтилена низкого давления. По бокам к лыже прикреплены винтами с потайными головками два подреза из стали марки У10А. Точное положение подрезов я подбирал опытным путем, переставляя их к носу или корме корпуса аэросаней (для этого на рисунке изображены несколько закладных гаек). За подошву лыжи вниз подрезы выступают на 12 мм, впрочем, как и перья рулей направления. Этим достигается отличная управляемость аэросаней на льду, насте и укатанной снежной дороге.
ОБТЕКАТЕЛЬ выколочен из листа алюминия толщиной 1,5 мм. Силовых шпангоутов он не имеет. Задние кромки оболочки и крышки багажного отсека усилены закатанной в них проволокой марки ОВС диаметром 2 мм. К корпусу аэросаней обтекатель прикреплен шурупами с круглыми головками через каркас из брусков сечением 20×20 мм, предварительно установленный на палубу поверх обшивки. Объем под обтекателем используется для мелких грузов и медицинской аптечки.
ВЕТРОВОЙ КОЗЫРЕК — из органического стекла толщиной 4 мм. Способ придания стеклу нужной формы ясен из прилагаемого рисунка. К обтекателю козырек прикреплен болтами М4 вместе с крышкой багажного отсека. Готовый корпус с обтекателем в целях техники безопасности покрыт яркими нитроглифталевыми красками желтого и красного цветов. КРЕСЛО водителя легкосъемное, открывает доступ к инструментальному ящику, находящемуся за спинкой. Отформовано кресло из пенопласта ПС-1 и стеклоткани АСТ(б) на эпоксидной смоле ЭД-5. Сверху оклеено кожзаменителем. Фиксируется выступами шпангоута № 7, входящими в углубления сиденья.
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КИЛИ установлены по бортам кормы корпуса. Каждый киль имеет каркас, состоит из передней и задней кромок, законцовки, трех нервюр и лонжерона. Для большей прочности внутренние полости каркаса заполнены блоками из пенопласта ПС-1, а сам каркас обшит фанерой толщиной 3 мм и окрашен: на желтом фоне — красные полосы. Прикреплен двумя болтами М6 к бимсу (снизу) и одним М6 — к подкосу (сверху). В обшивке килей выше корневых нервюр сделаны вырезы: под передние болты крепления (на внутренней поверхности) и под сошки рулей (сквозные). В этих местах удален, разумеется, и наполнитель — пенопласт.
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ — толкающий, клееный (из березовых реек). Изготовлен по чертежам, опубликованным в журнале «Моделист-конструктор» № 1 за 1975 год, с небольшим изменением шага в сторону увеличения. Винт окрашен в красный цвет. На концах его лопастей черной краской изображены окантовка и параллельная ей полоска.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Система управления курсом аэросаней состоит из двух параллельных, симметричных и независимых одна от другой ветвей — правой и левой. Каждая ветвь имеет одинаковый набор элементов: рычаг с резиновой ручкой, вал, две сошки, две тяги, качалка и рулевое перо. Рычаги — из стальной трубы диаметром 22×2 мм. От самых резиновых ручек они слегка сплюснуты для большей жесткости. К их концам приварены хомуты с разрезными шлицевыми отверстиями, стягиваемыми на рулевом валу болтами.
Рулевые валы вращаются в стальных втулках, вклеенных, как уже было сказано, в стойки шпангоута № 5 и набитых перед сборкой смазкой «Ли-тол-24». По другую сторону от рычагов на валы установлены рулевые сошки (шатуны от каретки детского велосипеда «Орленок») и законтрены велосипедными клиньями. Концы сошек шарнирно соединены с вилками длинных рулевых тяг при помощи стальных каленых и шплинтуемых пальцев. Другими концами тяги шарнирно соединены с внутренними плечами качалок, поворачивающихся на закрытых и не требующих смазки подшипниках 60201.
Оси-шпильки качалок жестко установлены на усилениях палубных стрингеров. На осях качалки фиксируются корончатыми гайками со шплинтами. Внешние плечи качалок шарнирно связаны с короткими тягами, которые присоединены к сошкам. Нижние концы валов рулей входят в пятки окантовок клин-коньков. К валам рулей приварены рулевые перья из стали марки У10А, усиленные с двух сторон полосками той же стали. Валы рулей вращаются в стальных втулках, вклеенных в бимсы. Кроме того, втулки имеют кронштейны, с помощью которых они дополнительно притянуты к корпусу аэросаней задними болтами крепления аэродинамических килей.
Все детали рулевых механизмов, кроме тяг и сошек, изготовлены из стали 45 с последующей закалкой. Валы рулей (после частичной разборки привода) покрыты смазкой «Литол-24». Перья рулей имеют угол максимального поворота ±35° от нейтрального положения. Кроме смазки, никаких других периодических вмешательств и регулировок рулевое управление аэросаней не требует. С какой целью установлены две параллельные, симметричные и независимые друг от друга ветви системы управления? Во-первых, хотелось иметь эффективные тормоза.
Взяв оба рычага на себя, перья рулей можно повернуть внутрь, в сторону лыжи, создавая тем самым эффект плуга — произойдет торможение. (Того же результата можно добиться и при отжатии рычагов от себя, с той лишь разницей, что перья рулей повернутся наружу. Длинные рулевые тяги в этом случае будут работать на сжатие и из-за своих тонких стенок могут деформироваться. Поэтому такое положение рычагов при торможении нежелательно.)
Во-вторых, при повороте аэросаней на снежной целине корпус кренится в сторону поворота, и перо руля, противоположное повороту, частично, а в некоторых случаях полностью выходит из зацепления со снежным покровом. Поэтому сделано так, чтобы работал именно тот руль, перо которого находится в снежном покрове, а длинная рулевая тяга испытывала растяжение. В-третьих, плечи сошек и качалок одинаковые, а передаточное отношение к рычагу управления равно примерно 1:3,2, поэтому рука водителя чутко реагирует на перегрузку на руле и есть возможность парировать ее рычагом управления, не допуская поломок. В-четвертых, при движении по прямой или по кривой большого радиуса можно пользоваться любым из рычагов. Свободный рычаг сам как бы автоматически отслеживает направление движения.
ТОПЛИВНЫЙ БАК — это прозрачная пластмассовая канистра емкостью 5 л. Установлен за шпангоутом № 8 в специальном контейнере, изготовленном из алюминиевого листа толщиной 1 мм и врезанном в палубу. Сверху бак фиксируется резиновым ремнем со стальными крючками на концах, которыми он держится за скобки контейнера. Заборная трубка из маслостойкой резины выходит из канистры сквозь пробку и тянется к ручному подкачивающему насосу, а от него — к механическому диафрагменному насосу двигателя.
(Автор: В.ПЕТРОВ, Красноярский край)
Аэросани «Выдра» (на виде сверху двигатель условно не показан)
Компоновка аэросаней: 1 — корпус; 2 — обтекатель; 3 — багажная полка; 4 — ветровой козырек; 5,8 — несъемные правые панели кабины; 6 — правая ручка управления курсом (с рычагом «газа» и кнопкой «стоп» двигателя); 7 — съемная правая панель кабины; 9 — кресло водителя; 10 — правая проводка управления курсом; 11 — правый киль; 12 — правый подкос; 13 — воздушный винт (диаметром 1200); 14 — моторная рама; 15 — топливный бак; 16 — левый стрингер под моторную раму; 17 — транец; 18 — левая ось пера руля; 19 — левое перо руля; 20 — левый клин-конек; 21,24 — шпангоуты-перегородки; 22 — накладка стойки левого рычага управления курсом; 23 — пол кабины; 25 — пенопластовый наполнитель; 26 — рым
Теоретический чертеж шпангоутов
Основной силовой набор корпуса аэросаней: 1 — носовой привальный брус (сосна, брусок 50×30); 2,20— кницы (сосна, 6 шт.); 3 — боковой привальный брус (сосна, брусок 50×30, 2 шт.); 4— носовой карленгс (сосна, рейка 50х 15); 5,6 — палубные стрингеры (сосна, рейка 30×10,4 шт.); 7 — стрингер под моторную раму (сосна, брусок 70×20,2 шт.); 8— усиление стрингера (сосна, рейка 20×10, 4 шт.); 9—бимс крепления киля (сосна, брусок 80×70, 2 шт.); 10 — кормовой карленгс (сосна, рейка 30×10); 11—13 — днищевые стрингеры (сосна, рейка 30×10, 6 шт.); 14 — стрингер лыжи (сосна, рейка 50×50, 2 шт.); 15 — киль (сосна, рейка 50х 15); 16 — вкладыш (пенопласт, 10 шт.); 17 — стойка шпангоута № 5 (фанера БС, s10, 11 шт.); 18 — втулка под вал ручки управления курсом (сталь 45, труба 16×2, L40, 2 шт.); 19 — накладка стойки рычага управления курсом (сосна, рейка 30×30, 4 шт.); 21 — шайба (сталь 45, 036x16x2, 2 шт.); 22 — транец (фанера БС, s10); 23,25 — бобышки (сосна, 4 шт.); 24 — клин-конек (фанера БС, s16, 2 шт.)
Дополнительное крепление стрингеров: А — сверление отверстий в стрингере и шпангоуте; Б — образование первой скрутки и натяжение проволоки; В — образование второй скрутки; 1 — шпангоут; 2 — стрингер; 3 — проволока ОВС диаметром 1,2; 4 — готовый узел крепления
Носовой обтекатель аэросаней : 1 — бобышка (сосна); 2 — оболочка обтекателя (алюминий, лист s1,5); 3 — ветровой козырек (органическое стекло, лист s4); 4 — крыша багажного отсека (алюминий, лист s1,5); 5 — болт М4 (9 шт.); 6 — каркас (сосна, рейка 20×20); 7 — багажная полка (фанера s3); 8 — отбортовка (проволока ОВС диаметром 2); 9 — шуруп 6×16
Способ изготовления ветрового козырька: 1 — заготовка козырька (лист органического стекла); 2.4 — струбцины; 3 — паяльная лампа; 5 — модель (сосна, фанера); 6 — линия обрезки заготовки
Киль аэросаней ; 1 —корневая нервюра (фанера БС, s20); 2—передняя кромка (сосна, рейка 40×25); 3 — бобышка (сосна, 5 шт.); 4 — наполнитель (пенопласт ПС-1); 5 — нервюра (фанера s3, 2 шт.); 6 — обшивка (фанера s3); 7 — лонжерон (сосна, рейка 25×25); 8 — отверстие 06 для болта крепления подкоса; 9 — законцовка (сосна, рейка 40×25); 10 — задняя кромка (сосна, рейка 40×25)
Крепление киля: I — киль; 2 — бимс; 3 — болт М6 (2 шт.); 4 — шурупы 3×20 (4 шт.); 5 — приварная головка болта (сталь 45, лист 30×30, s2,2 шт.); 6 — шайба 20x6x2 (2 шт.); 7 — гайка М6 (2 шт.)
Основные элементы проводки управления (правая ветвь): 1 —рычаг управления; 2,6 — рулевые сошки; 3 — длинная тяга; 4 — качалка; 5 — короткая тяга
Конструкция узла правого рычага управления: 1 — палец диаметром 6 (сталь 45); 2 — втулка под вал рычага (сталь 45, труба 16×2, L40); 3 — клин (от каретки велосипеда «Орленок»); 4— рулевая сошка (шатун от каретки велосипеда «Орленок»); 5 — рычаг управления (стальная труба 22×2); 6— рулевая тяга (стальная труба 16×1,5, L13 25); 7 — вал (сталь 45, пруток диаметром 12); 8 — хомут рычага (сталь 45); 9 — наконечник рулевой тяги (сталь 45)
Конструкция узла качалки управления: 1 — качалка (сталь 45); 2 — подшипник 60201; 3,7 — шайбы 20x12x2; 4 — корончатая гайка М8; 5 — шплинт; 6 — ось-шпилька М8 (пруток диаметром 12); 8 — шурупы 3×6; 9 — закладная гайка М8; 10 — палубный усиленный стрингер
Установка рыма: 1 — рым-гайка М6; 2 — носовой привальный брус; 3,6 — контргайки Мб; 4 — шпилька М6; 5 — шпангоут № 1
Привод руля направления (левая ветвь): 1 — длинная рулевая тяга (стальная труба 16×1,5, L1325); 2 — пыльник (брезент, по тяге скользит свободно); 3 — качалка; 4 — короткая рулевая тяга (стальная труба 16×1,5, L185); 5 — сошка руля; 6 — вал руля; 7 — втулка вала; 8— перо руля; 9 — пятка (нержавеющая сталь); 10 — клин-конек
Конструкция клнн-конька и привода руля направления: 1 — клин-конек (фанера БС s16); 2 — окантовка (нержавеющая сталь, полоса s3); 3 — болт М6 крепления окантовки (3 шт.); 4 — перо руля (сталь У10А, лист s2,5); 5 — накладки пера (сталь У10А s2,5); 6 — сошка руля (от каретки велосипеда «Орленок»); 7 — клин (от каретки велосипеда «Орленок»); 8 — втулка вала (сталь 45); 9 — вал руля (сталь 45); 10 — задний болт М6 крепления киля; 11 шуруп крепления головки болта (2 шт.); 12 —закладная гайка М6 (2 шт.); 13 — заклепка (диаметром 3, 4 шт.)
Установка левого подреза: 1 — фигурная гайка М8х1,5 (4 шт.); 2 — стрингер лыжи; 3 — подрез (сталь У10А, s2); 4 — болтМ8х1,5 (2 шт.)
Установка топливного бака: 1 — топливный бак (пластмассовая канистра емкостью 5 л); 2 — контейнер (алюминий, лист s1); 3 — палуба; 4 — крючок (стальная проволока диаметром 3, 2 шт.); 5 — прижим (резиновый ремень); 6 — поддон (алюминий, лист s 1)
Источник